16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBi7y6
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/spb/, в Москве.
Рефрижераторные перевозки по России на http://perevozki.youdo.com/country/refrigerated/.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Польские" санкции против Лукашенко – месть за неудавшуюся "цветную революцию" в Минске?

20 января в Европарламенте пройдет голосование по резолюции, которая предполагает введение жестких мер против белорусского президента Александра Лукашенко и других чиновников. За их введение выступает большинство в парламенте. Ранее Польша внесла Лукашенко в "черный список" и запретила въезд на свою территорию. Ожидается, что вскоре примеру Польши последует весь ЕС. Между тем, белорусский политолог Вадим Гигин рассказал в интервью Накануне.RU, что в республике в настоящее время публикуется все больше информации, которая свидетельствует о прямой причастности польского истеблишмента к попытке госпереворота в Минске после выборов.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Что будет означать для Беларуси решение Европарламента? И надо полагать, что ожидающийся запрет на въезд чиновников в ЕС не станет прецедентом?

Вадим Гигин: Я считаю, что решение по резолюции в Европарламенте было принято заранее. Нынешняя процедура в Европарламенте является абсолютно формальной. О том, что это было подготовлено заранее, говорит тот факт, что председатель Европарламента Ежи Бузек накануне предварительной проработки вопроса встретился только с одной стороной, полностью проигнорировав, так же, как и госпожа Кэтрин Эштон, официальных представителей республики Беларусь. К сожалению, руководящие органы Европейского союза не хотят слышать официальную позицию Минска, которая основывается на законе и юридической базе, как не хотят слышать и наблюдателей, которые присутствовали на выборах в республике. Эта односторонность позиции, конечно, сказывается на этих решениях, которые являются ошибочными. Об этом, кстати, сигнализировали представители целого ряда государств – Латвии, Италии. Но даже в рамках ЕС это быстро удалось подавить брюссельским и страсбургским бюрократам.

Санкции не являются прецедентными – такие же санкции предпринимались в 2006 году и доказали свою полную несостоятельность. В результате в 2008 году ЕС вынужден был приостановить действие этих санкций. Я думаю, что это носит формальный характер. И причина здесь, конечно, не в соблюдении демократических норм. Когда европейские чиновники признают бандитский, уголовный, мафиозный режим Косово, встречаются с головорезами, у которых руки по локоть в крови, и при этом отказываются встречаться с по-европейски мыслящими представителями руководства республики Беларусь, это вызывает очень большие вопросы.

Вопрос: Польша первой ввела санкции против белорусских чиновников. Откуда такое рвение?

Вадим Гигин: Со стороны Польши, на мой взгляд, налицо проявление шовинизма. К сожалению, часть польского руководства по-прежнему смотрит на республику Беларусь, так же как на Литву и Украину, – как на свои провинции. Сейчас в Беларуси опубликовано большое количество материалов о том, что некоторые представители польского истеблишмента напрямую стояли за организацией государственного переворота. Их ставленники здесь проиграли, и они сейчас пытаются свою злость и раздражение каким-то образом выместить. Введение экономических санкций против Беларуси для ЕС невыгодно, поскольку целый ряд государств ЕС связаны и инвестиционными проектами, и поставками товаров с республикой Беларусь – допустим, Италия активно реализует инвестпроект. С Литвой, Латвией есть договоренности по совместному использованию портов. У нас очень серьезные экономические связи с Германией, мы поставляем продукты нефтепереработки в Нидерланды. Поэтому пойти на экономические санкции – значит обрубить сук, на котором сидит ЕС, потому что заменить нефтепродукты, поступающие из Беларуси, сейчас просто нечем.

А хамские заявления, которые делает, например, Ежи Бузек о том, что Беларусь не следует допускать на спортивные мероприятия, исключить из Олимпийского движения, не допустить, как некоторые заявляли, проведения ЧМ по хоккею, вызывает лишь раздражение в республике Беларусь. Не знаю, чего этим можно добиться. На внутриполитической ситуации это никак не отразится.

Вопрос: Сейчас еще на "Евровидение" хотят Беларусь не пустить.

Вадим Гигин: Не думаю, что европейцы пойдут на этот шаг, тем более, что если они заявляют, что санкции направлены только против руководства республики Беларусь, то в "Евровидении" участвует все-таки, наверное, не руководство страны, а исполнители.

Если кто-то хотел укрепить оппозицию какими-либо санкциями, то едва ли это получится. Представители белорусской оппозиции делают довольно странные заявления. Например, Тышкевич заявляет, что в республику надо ввести российские войска. Наталья Коляда, одна из активных участков массовых беспорядков на площади Независимости, в телеэфире заявила, что надо провести операцию НАТО против республики Беларусь. Как вы думаете, какую это реакцию у граждан страны может вызывать? Только ощущение того, что это не политическая оппозиция, а какие-то враждебные агенты. Хотя я считаю, что без оппозиции нормальное цивилизованное государство не может жить, но к подобным заявлениям отношусь критически.

Вопрос: Можно ли говорить о том, что Беларуси закрывают путь в Европу? Так, по словам экспертов, на кредиты от ЕС при введении планируемых санкций можно будет не рассчитывать.

Вадим Гигин: Это все досужие рассуждения. А какие такие кредиты Беларусь получала от Европы? Например, у нас был запрос в 2009 году по кредитной линии. Они нам отказали. В рамках "Восточного партнерства" мы от Европы не получили ничего! Они заявили, что вопрос о тарифном соглашении на повестке дня не стоит и что вопрос об упрощении получения виз также не стоит. Пресловутые 3 млрд евро, о которых все говорят, – это, видимо, приманка, которую никто никогда не хотел давать.

Основные наши кредиторы – это МВФ (Европа имеет большое значение в МВФ, но это не европейская структура), это РФ, КНР, Венесуэла. Также мы рассчитываем на крупные инвестиционные проекты из арабского мира. Нет такой четкой привязанности белорусской экономики к Европе.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: А что стоит за действиями польского истеблишмента, если он, как вы говорите, причастен к попытке госпереворота?

Вадим Гигин: У польской нации и польских политиков есть чувство нереализованного имперского проекта. Если у россиян есть реализованный проект и некая тяга, ностальгия по нему, по великой Российской империи, по тому, что уже было, то полякам свою империю построить так и не удалось. Братья Качиньские, как известно, являлись сторонниками четвертой Речи Посполитой, то есть, особой роли Польши в центрально-европейском регионе. Как они говорят, Польша должна быть главным партнером США на континенте и видят себя как региональную сверхдержаву, от которой будут зависеть Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, Украина, а также как главный буфер между Европой и Россией – "последним бастионом на Востоке". Такие люди заинтересованы в том, чтобы у руководства в Минске находились пропольские политики. Например, из представителей белорусской оппозиции это Александр Милинкевич, Станислав Шишкевич, некоторые группировки в Белорусском народном фронте и целый ряд других политиков, которые, в общем-то, проводят польские геополитические интересы в республике Беларусь. Но раз за разом их проекты проваливаются. Это, конечно, вызывает раздражение, поскольку Беларусь является ключевой страной в регионе и без Беларуси построить этот пресловутый Балто-Черноморский кордон между Европой и Россией невозможно.

Вопрос: Разве Европарламент готов действовать по указке Польши?

Вадим Гигин: Не по указке Польше. Понимаете, мы слышали здравые голоса от ряда стран – от той же Литвы, от той же Латвии, но они имеют небольшой вес в Европе. Италия делала здравое заявление, была достаточно взвешенная политика у Испании, Португалии, у Греции, судя по публикациям, и в болгарской прессе. Но эти государства далеки от нашего региона, мы не являемся для них ключевой страной, белорусский вопрос является для них периферийным. Они, скорее всего, будут находиться в русле той политики, которую сформируют Германия и Польша. К сожалению, действительно, поляки оказывают существенное влияние на формирование европейской политики в отношении республики Беларусь, являясь при этом абсолютно предвзятой страной.

Вопрос: Беларусь будет принимать какие-то ответные действия?

Вадим Гигин: Я не думаю, что будут ответные внешнеполитические шаги. Другой вопрос, и это постоянно звучит в Европарламенте, что если мы так будем вести себя с Беларусью, то там усилится влияние Кремля. Но не только Кремля. Действительно, я думаю, что если США и ЕС займут враждебную позицию по отношению к республике Беларусь, то, безусловно, наши связи с нашими стратегическими партнерами и союзниками, такими как РФ, КНР, они только укрепятся. Это будет прямое геополитическое следствие подобных шагов со стороны ЕС.
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС