"Продукты зачатия" российских законодателей не одобрили в РПЦ
Вокруг проекта закона Минздрава РФ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", позволяющего опекунам отправлять на принудительные аборты подопечных и содержащего скандальную формулировку "продукт зачатия", возникла странная ситуация. С одной стороны, несмотря на многочисленные протесты граждан, закон уже несколько месяцев "висит" на сайте ведомства. С другой, по всей видимости, готовящийся под горячие дни начала осенней сессии законопроект до сих пор не был представлен депутатам из профильного комитета Госдумы. Единственные, кто отваживаются комментировать "продукт зачатия" чиновников Минздрава - религиозные деятели. Они уже высказали Минздраву свое неодобрение. На межрелигиозном совете России было принято заявление о том, что ряд пложений проекта закона не соответствует религиозным представлениям традиционных конфессий. Священник, заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Георгий Рощин рассказал в интервью Накануне.RU о том, что такое человеческий плод с религиозной точки зрения и как Церковь относится к "суррогатным матерям".
Вопрос: Накануне на межрелигиозном Совете России прошло обсуждение проекта закона Министерства здравоохранения "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации". Введение в юридический оборот формулировки "продукт зачатия" – это одно из самых скандальных положений нового закона. Каково отношение Церкви к этому законопроекту?
Георгий Рощин: Наша позиция тут общая с позицией представителей всех традиционных религий России. Нами было выпущено и заявление, в котором высказывается озабоченность, что в законопроекте еще не родившийся плод уже называется продуктом зачатия, поскольку это не соответствует религиозным понятиям о плодоношении. И, более того, мы тут видим и противоречие с определенными нормативными актами светского государства, которые предусматривают более тяжкое уголовное наказание за нанесение тяжких увечий беременной женщине. Что говорит о том, что само светское законодательство предполагает более внимательное отношение к плоду.
Вопрос: Что такое человеческий плод в церковном, каноническом понимании?
Георгий Рощин: В учении Православной Церкви всегда утверждалось, что уже после зачатия плод, несмотря на то, что сформирован не полностью, уже признается личностью. Это косвенно подтверждается некоторыми религиозными праздниками Православной Церкви. К примеру, мы празднуем зачатие Спасителя. В Церкви нет сомнений, что уже на данном этапе, на этапе зачатия, мы имеем дело с личностью. Поэтому внедрение вот такой новой философии, когда человеком почитается уже родившийся ребенок – опасно. Мы понимаем, что этот закон направлен на легитимизацию некоторых медицинских практик, направленных на использование абортивных материалов в косметике и других прикладных отраслях. Но это абсолютно недопустимо. Это создает опасный прецедент. Из этого можно сделать вывод, что человеческая жизнь периода зачатия не несет в себе некой ценности, что неприемлемо ни для православных, ни для представителей других традиционных конфессий.
Вопрос: Получается, в этом вопросе вы не одиноки?
Георгий Рощин: Да, именно так. На Межрелигиозном совете России мы подписали совместное заявление с другими религиозными группами.
Вопрос: Кроме этой формулировки, в проекте закона регламентируется процесс стерилизации. Так, ряд статей устанавливает порядок принудительной стерилизации и принудительных абортов по решению опекунов и решению суда. Насколько это нравственно?
Георгий Рощин: Церковь все не регламентирует в этом плане, но у нас есть такое пожелание, чтобы учитывались нравственные нормы. В законе должно быть дано четкое объяснение, почему эта норма включена. Позиция церкви такова, что в любом законе должны быть прописаны четко формулировки, относящиеся к жизни человека. В вопросах стерилизации необходимо исключить люфт произвольного толкования нормы закона.
Вопрос: Также проектом закона регламентируются некоторые моменты зачатия с привлечением "суррогатных" матерей. У РПЦ есть позиция по этому вопросу?
Георгий Рощин: Это так называемое экстракорпоральное зачатие. Первые заявления по этой проблеме были высказаны Русской Православной Церковью в основе социальной концепции, где существует раздел "биоэтика". Работа по выработке отношения к этой проблеме продолжается. Есть как "за", так и "против", тут необходимы дальнейшие консультации как представителей Церковного священноначалия, так и верующих, и ученых. Чтобы можно было выяснить нравственную составляющую этого вопроса.
Вопрос: Церковь, как известно, не является субъектом законотворчества. Как она может повлиять на процесс создания законов, противоречащих ее канонам?
Георгий Рощин: Церковь принимает участие в законопроектах, касающихся жизни людей и жизни верующих, выражая позиции Церкви и представляя чаяния верующих и их пожелания. Нам необходимо, чтобы при принятии закона позиции верующих учитывались.