29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Стабфонды для монобюджетов

Над тем, как регионы тратят бюджетные деньги, отныне будут внимательно наблюдать сверху. Новая концепция межбюджетных отношений до 2013 года, принятая Правительством РФ, предполагает разделить все субъекты федерации на три группы. В третьей, самой неэффективной, ввести внешнее наблюдение, по образу и подобию банкротящихся предприятий. Кроме того, концепция предполагает обязать все монорегионы создавать собственные Стабфонды, а их средства разрешит инвестировать в ценные бумаги. Что из всего этого может получиться – в материале Накануне.RU.

Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренная Правительством, предполагает с помощью мониторинга наделить каждый регион рейтингом, и поделить всех на три группы. Регионы, бюджет которых расходуется эффективно, попадут в первую группу, и их ждет поощрение. Правда, какое именно, в концепции не прописано. Регионам-"середнячкам", у которых качество управления бюджетным процессом похрамывает, выдадут требования устранить недостатки. В противном случае они перетекут в третью группу аутсайдеров, то есть тех, кто бюджетным процессом управляет плохо. Последним дадут шанс самостоятельно исправить ситуацию, а если это не поможет, то Минфин введет временную финансовую администрацию. И, соответственно, получит право отстранить главу регионального Минфина от занимаемой должности, тогда как сейчас это прерогатива исключительно губернаторов. Нужно полагать, что и самому губернатору придется несладко, вплоть до того, что от занимаемой должности могут отстранить и его. Повод, из-за которого Минфин принимает решение ввести временную администрацию, прост. Размер просроченной задолженности. В зависимости от ситуации, он может варьироваться от 10% до 30% бюджета.

Можно было бы предположить, что мировой кризис подтолкнул власть к мысли усилить контроль над региональными бюджетами, но это не так. Отсюда и несоответствие: написанное на бумаге не совсем адекватно сложившейся ситуации. Как рассказал Накануне.RU руководитель направления межбюджетных отношений, заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин, проект концепции межбюджетных отношений появился больше года назад, когда никто ни о каком кризисе и не говорил. "Положение о рейтинговании регионов по качеству их управления финансами и деления на группы с соответствующими оргвыводами было Документ(2022)|Фото: Фото: Накануне.RUуже в том варианте", - отмечает Александр Дерюгин. К идее контроля как таковой он относится неплохо. "Для Российской Федерации централизация финансовой системы в управленческом плане вполне нормальна. В условиях кризиса это наиболее актуально, поскольку регионы не привыкли экономить. То, что федерация будет эти процессы контролировать, в общем-то, логично. Тем более, что Россия столкнулась с серьезным падением доходов", - подчеркивает замдиректора Центра фискальной политики.

Эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина также считает, что идея контроля сама по себе хороша: "Если регион неэффективно расходует ресурсы, это означает, что что-то в нем не так. Само наличие такой системы, то есть страха, заставит глав региона более ответственно относиться к распределяемым ресурсам. Другой вопрос, сколько потребуется сил, времени и ресурсов, чтобы эта система работала, а не стала очередной галочкой".

А как она должна работать? В идеале, если Минфин принял решение ввести внешнее управление, то необходимы управляющие, то есть люди (наверняка, работники Минфина), способные быстро разобраться в финансовом положении дел в регионе, и как-то закрыть имеющиеся бреши в бюджете, не имея дополнительных средств. "Найти человека из вне в недрах Министерства финансов, который бы быстро исправил ситуацию, как мне кажется, невозможно в принципе, ведь он не обладает информацией, что и как происходит. Вытягивать ситуацию нужно внутренними силами региона. Вообще, выделение третьей группы, где возможно внешнее управление – дубина над головами губернаторов и руководителей региональных минфинов", - полагает Александр Дерюгин.

Между тем, определенная "дубина" уже существует. Это Указ Президента РФ № 825, согласно которому каждый регион (а, точнее, губернатор) рейтинги карандаш|Фотооценивается по многим параметрам. Сюда входят и демографическое положение, и уровень жизни населения, и многое другое. Власти тех регионов, которые в рейтинге эффективности занимают верхние строчки, спокойно относятся к новой концепции. "За 2007 год Тюменская область заняла первое место, итоги за 2008 год пока подводятся. Согласно градации по концепции, в третью группу мы точно не попадем, учитывая качество управления бюджетом", - рассказали Накануне.RU в правительстве Тюменской области. "Мы в подобных рейтингах занимали места в первой десятке. У нашей области перспектив временного управления нет", - также заявил Накануне.RU вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов.

Так что в плане контроля за бюджетом в ближайшее время никаких глобальных потрясений для региональных властей не ожидается. Но в концепции межбюджетных отношений есть еще один любопытный пункт, касаемый монорегионов. "Одной из превентивных антикризисных мер является предусмотренное законодательством РФ право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов РФ. Необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов в субъектах с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры", - сказано в концепции. Имеются в виду обязательные региональные Стабфонды.

"Начиная с 1998 года у нас в области постоянно создаются резервы, это для нас стало уже практикой. С точки зрения экономики очевидно, что такая "подушка" регионам нужна. Если бы не она, сложно представить, как бы мы жили первое полугодие", - признался вице-губернатор Челябинской области. Но резервы были созданы до кризиса, когда доходы позволяли отложить часть средств на "черный день". А сейчас этот день как раз настал. "О пополнении резервов речи не идет, вопрос стоит в том, чтобы не растрачивать их направо и налево", - добавил Андрей деньги рубль купюра|Фото: Накануне.ruКосилов.

Тем не менее, в концепции четко прописано, что необходимо установить требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов. Каким образом регионы будут создавать "подушки безопасности", когда и на текущие расходы не хватает средств, не понятно. "Мы упустили время, когда регионы могли создать эти фонды, сейчас их создавать не из чего, - считает замдиректора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. - Но в следующем году ожидается дальнейшее падение доходов региональных бюджетов. Сейчас регионы более обеспечены, чем будут обеспечены в следующем году. Поэтому имеет смысл что-то начать откладывать, несмотря на тяжелую ситуацию, ведь потом будет хуже".

Однако региональные власти сильно ограничены в финансовых инструментах, с помощью которых можно сохранить накопления от инфляции. "Свободные остатки бюджета не разрешается размещать на депозитах коммерческих банков. Получается, что резервы, созданные областью, худеют от инфляции. Сейчас средства лежат в РКЦ, там нет никаких процентов", - обрисовал положение дел Андрей Косилов. Поэтому концепция предлагает дать возможность направлять средства резервных фондов на приобретение федеральных государственных ценных Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU бумаг. "При этом их владельцы должны иметь право осуществлять быструю продажу указанных активов в течение финансового года без риска снижения собственных доходов", - указано в концепции.

Аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин сообщил Накануне.RU, что доходность таких бумаг составляет порядка 12%, то есть чуть ниже инфляции. Пока бумаги надежные, но чем ниже рейтинг РФ, тем рисковее они становятся.

"Государственные ценные бумаги после обвала 1998 года Минфин мало печатал, но в следующем году приступит к заимствованиям. Видимо, заодно решили закрыть проблему федерального бюджета за счет региональных денег. Регионы будут кредитовать федерацию. Сейчас бумаги не рисковые и малодоходные, если рейтинги РФ полетят вниз в результате исчерпания резервов, а этот процесс сейчас происходит, резервный фонд быстро тает, следующий на очереди – фонд национального благосостояния", - прокомментировал замдиректора Центра фискальной политики.

Конечно, регионы никто не сможет обязать хранить деньги именно в государственных ценных бумагах, но если выбирать между доходностью в 0% годовых и 12% годовых, то, очевидно, что выбор падет на второе. И региональные власти фактически будут отрывать деньги от бюджета, чтобы поддержать федерацию. Правда, размер резервных фондов в концепции не определен, так что и это требование может быть выполнено тоже формально.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС