25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC6BSF
http://remont.youdo.com/repair/flat/studio/, подробнее по ссылке.
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/repair/loggia/other/p-44t/, подробнее >>
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/repair/flat/hruschevka/, лучшие цены тут.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Ну, - за трезвость!

Россияне – товарищи противоречивые в высшей степени. Взять хотя бы вопрос с алкоголем. С одной стороны, статистика говорит нам: пьете по 18 литров чистого спирта ежегодно, причем все – и младенцы, и старики, и беременные, и трезвенники-язвенники. И это подтверждает, например, Президент. Он говорит: "Вы знаете, насколько это тяжелая и острая проблема – крайне острая проблема, для нашей страны в особенности. Если говорить откровенно, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия". С другой стороны, появились робкие попытки доказать, что непросыхающая Россия – это не более, чем миф, и пьем мы в общем и целом не больше, чем другие страны. Преодолеть этот стереотип, прежде всего, в отношении самих себя предлагает, например, РПЦ. Вот недавно на Соборной встрече в Екатеринбурге публике был представлен фильм "Царская Семья. Тайна быть счастливым". К теме разговора собственно царская семья не имеет отношения, однако, в фильме эксперты отмечают, что и Менделеев водку не изобретал, и вообще в России сие зелье появилось намного позже, чем в Европе. Это, кстати, правда: водку в Россию в конце XIV века привезло генуэзское посольство, то бишь итальянцы, которые, в свою очередь, приспособили под самогонный аппарат изобретенный арабами перегонный куб.

Сухие цифры

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Противоречат себе и сами россияне. С одной стороны, они верят, что алкоголизм – проблема серьезная, острая, а нация мы, в следствие неумеренного пития, - вымирающая. С другой стороны, опросы показывают, что пьют-то наши соотечественники не сказать уж чтобы очень много. Ну, если, конечно, на вопросы социологов не врут. Вот итоги интересного исследования, проведенного специальным центром рекрутингового портала SuperJob.ru: 58% россиян никогда не используют алкоголь для снятия стресса от работы. "Считаю бессмысленно снимать стресс алкоголем"; "Не приемлю категорически"; "От работы я легко успокаиваюсь и без помощи алкоголя"; "Алкоголь никакие стрессы не снимает, это просто отговорка для тех, кто любит выпить", - комментируют респонденты. И это, заметьте, в кризис, когда, казалось бы, именно в вине и ищут истину разорившиеся и уволенные сограждане. Более того, по данным исследования, россияне, не считающие алкоголь действенным лекарством от рабочих стрессов, привыкли избавляться от напряжения и проблем на работе при помощи общения с друзьями, занятий спортом, путешествий. В исключительных случаях могут "залить" стресс алкоголем 38% опрошенных, и только четыре процента россиян действительно выпивают в стрессовых ситуациях.

Но еще более интересны исследования, проведенные в июне этого года компанией Online Market Intelligence совместно с Сектором девиантного поведения Института социологии РАН. Оно как раз и имело целью проверить "миф о пьянстве". Итак, большинство респондентов считает алкоголизм и пьянство серьезной проблемой для российского общества. Такой точки зрения придерживается 73,6% опрошенных. Около четверти участников исследования (23,5%), однако, считают, что эта проблема касается только некоторых социальных групп, а не общества в целом. Вместе с тем, лишь 2,8% респондентов ответили, что проблема преувеличена.

При этом только 0,5% респондентов употребляют алкоголь ежедневно (в том числе, небольшие дозы), еще 10,8% опрошенных выпивают несколько раз в неделю, но не каждый день, 18,8% пьют алкогольные напитки раз в неделю, 26,5% - 2-3 раза в месяц, а 19,8% - несколько раз в год по праздникам. Запоями страдают всего 0,9% респондентов, они подтвердили, что согласны с высказыванием "могу долго не пить, а потом пить несколько дней подряд".

Далее. На вопрос "Считаете ли Вы употребление алкоголя частью своей жизни?" 15,4% опрошенных мужчин и только 6,8% женщин выбрали ответы "да" или "скорее да". Подавляющее число респондентов не считают, что спиртное имеет такое большое значение. Потребление алкоголя с целью опьянения также оказалось не столь популярно, как можно было предположить. На вопрос анкеты "Как часто вы употребляете спиртное специально, чтобы опьянеть" ответы "Никогда" выбрали 41,2% респондентов, а "Очень редко" - 27,4%. Как выяснилось, только 1,2% опрошенных употребляют алкоголь с целью опьянения всегда, когда пьют. Ответы "Редко" и "Не всегда, но часто" на этот вопрос дали 12,4% и 2,8%, соответственно.

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Несмотря на то, что чрезмерное употребление алкоголя свойственно лишь небольшой доле опрошенных, больше половины респондентов (50,6%) высказались за усиление мер по борьбе с алкоголизмом в России. Любопытно, что появившаяся в последнее время на телевидении социальная реклама о вреде пьянства апеллирует к заботе о собственном здоровье. Однако, как показало исследование, проблемы со здоровьем не являются основным мотивом отказа от употребления спиртного. Так, большинство респондентов (55,8%) на вопрос "Почему вы отказались от употребления алкоголя" ответили "просто решил/решила, и не пью"; еще 41,9% не нравится вкус или воздействие алкоголя. Чуть менее четверти опрошенных (23,3%) не хотят подавать дурной пример детям, а 20,9% - считают трезвость нормой жизни, обязательной для всех. Интересно, что 16,3% респондентов отказались от спиртного, так как поддерживают близкого человека, который не пьет. Проблемы со здоровьем выглядят на этом фоне практически незначимыми: по этой причине бросили пить только 4,7% респондентов. Это, кстати, по мнению генерального директора OMI Александра Шашкина, сильно сокращает действенность социальной рекламы, которая сейчас появилась на телевидение, поскольку она иллюстрирует, в первую очередь, влияние алкоголя на здоровье. Правда, "просто не пить" еще сложнее как-то изобразить, зато вкус и воздействие алкоголя отлично поддаются описанию и, что важно, визуальному изображению.

Справедливости ради надо отметить, что опрос хоть и был масштабным, но проводился в интернете, а значит, отражает точку зрения наиболее "продвинутой" части российского общества, близкой по своим характеристикам к понятию "средний класс". С другой стороны, значительная часть пользователей интернета в России – сотрудники офисов, бизнесмены, студенты, в общем, те социальные группы, в которых получил распространение так называемый "алкоголизм выходного дня" – не менее серьезное явление, чем уходы в запой на неделю.

И еще немного цифр. В докладе Общественной палаты РФ "Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: cоциально-экономические последствия и меры противодействия" говорится следующее: "Объективный анализ надежных фактов доказывает, что миф о вечно "пьяной России" не имеет под собой никаких исторических оснований. Историко-медицинские исследования свидетельствуют, что уровень потребления алкоголя большинством населения в России был на протяжении веков, особенно в кризисные, переходные периоды, во много раз Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU меньше, чем сейчас. Наш народ на протяжении столетий всегда был одним из самым трезвых народов Европы. В самые "пьяные" годы царской России пили в 4-5 раз меньше, чем сейчас… Закритический, катастрофический характер потребление приобрело, начиная с 1990-х годов по мере падения реальных цен на алкоголь". А министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова, кстати, на совещании с Президентом, привела цифры, доказывающие, что даже в лихие 90-е россияне пили меньше, чем в благополучные 2000-е: "К середине 80-х годов уровень потребления стал, по разным оценкам экспертов, от 11 до 14 литров на человека. К 1995 году уровень потребления составлял 15–18". Сейчас 18-20. "С 1994 по 1997 год в нашей стране потребление алкоголя упало на 20%, а смертность – на 300 тыс. человек в год, в основном за счет мужского трудоспособного населения. Знаете, почему? Запретили торговать крепкими алкогольными напитками в ларьках и был запрещен ввоз спирта "Рояль". Только и всего. Это всего лишь две локальные, робкие меры ограничения", - сказал в одном из интервью архимандрит Тихон (Шевкунов), о проекте которого речь пойдет чуть ниже.

Сухой закон

И теперь главный вопрос – что со всем этим нам делать? Как одновременно развенчать мифы и снизить потребление алкоголя? Тема периодически поднимается на самом высоком уровне, и, к сожалению, также плавно затем и исчезает. Меры… Ну вот вы можете назвать хоть одну меру, которая бы привела к реальному снижению потребления алкоголя? "Если говорить предельно откровенно, думаю, что вообще ни о каких изменениях говорить не приходится – никак это не помогло ни в чем абсолютно. Ни в чем, нужно честно об этом сказать. Просто упорядочили ситуацию, и все", - отвечает Президент.

Но что еще хуже, так это то, что действительно действенных "мер" и не предвидится. Татьяна Голикова заявила, что к концу года будет подготовлена какая-то там концепция по борьбе с алкоголизмом. Господа, очнитесь! Какое там "к концу года"? Что, так сложно перечислить "слабые места"? Голикова вот предложила (прямо открытие сделала):

- использовать налоговые меры как один из инструментов снижения злоупотребления алкоголем. Ну, посмотрим, как в очередной раз государство попробует потягаться с алкогольным лобби в условиях кризиса. Особенно учитывая количество народных избранников и членов СовФеда, так или иначе связанных с алкогольной промышленностью. Пчелы против меда.

- усилить уголовную ответственность за нелегальное производство и оборот спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Ну тут, как говорится, no comments. Это такое общее место, что и обсуждать его уже как-то неудобно.

- повысить административную ответственность за нелегальное производство и оборот спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. См. предыдущий комментарий.

Ну и так далее. Много раз уже проговоренные вещи, которые никак не поменяют ситуацию.

Вот, к примеру, возьмем здравую мысль, высказанную Медведевым. Президент не зря, видимо, много "сидит" в интернете и общается с молодежью. Потому что понимает, что топорные агитки, на которые выделяются сумасшедшие средства из бюджета, никогда не подействуют на молодое поколение. В то время как красивая, качественно сделанная реклама свое дело, прошу прощения за повторение, делает. Тут опять же вопрос о (2005)|Фото: Фото: Накануне.ru коррупционной составляющей возникает – почему средства не направляются в те же профессиональные агентства, что делают рекламу алкогольной продукции? "Делать это нужно на новом, современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей, нового поколения. То есть здесь нужно работать без набивших оскомину шаблонов, и, естественно, привлекая к такой работе самые разные общественные организации", - говорит Медведев. Где чаще всего можно увидеть молодежь? В интернете. Но встретить аниталкогольную рекламу на каком-нибудь поисковике, сайте видеохостинга или, в конце концов, в социальной сети сегодня можно так же часто, как бабушку с ноутбуком в кафе с "вайфаем". То есть почти никогда.

Сухой остаток

Впрочем, тут, наверное, возразят. Ведь почти все хоть раз видели с переменной активностью "катающиеся" сейчас на Первом канале и в интернете ролики, весьма неплохо сделанные, "анатомичные" так сказать. В рамках проекта "Общее дело", инициаторами которого стали архимандрит Тихон (Шевкунов) вместе с муфтием Равилем Гайнутдином, они были сделаны с привлечением "видных специалистов по компьютерной графике совместно с врачами и ведущими наркологами страны" (по словам архимандрита Тихона). Ролики под общим слоганом "береги себя" и правда получились на европейском уровне, и, как говорил Хрюн Моржов, "внушають". Другими словами, могут впечатлить молодежь, что и являлось целью авторов – не пьющих вразумить, а непьющих остановить. Кстати, у нас принято считать, что церковь (в данном случае – даже две церкви) – самый "агрессивный агитатор", чья пропаганда именно по этой причине многих отталкивает. Но вот пример обратного: предложение о добавлении слов "Будь трезвым" к слогану "Береги себя" не нашло поддержки у архимандрита Тихона, хотя, по его словам, подобная фраза обсуждалась при изготовлении роликов, но не была утверждена из опасения оказания излишнего давления на зрителей. Вот так – не хотят давить, а вы говорите. Часть роликов вообще не попала на ТВ – примерно по тем же причинам, причем претензии поступили после предварительного просмотра. Думается, что пример именно такой пропагандистской работы надо взять на вооружение в правительстве. Может быть, тогда что-то и получится, поскольку одними общественными силами тут не обойтись.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС