25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Монополия на решение одной из двух бед

Российские дороги федерального значения объединяют под флагом госкомпании. Медведев подписал закон о создании "Автодора", который имеет полное право и даже обязан извлекать прибыль из такой вечно проблемной отрасли, как дорожное хозяйство. Почву для новой организации уже подготовил "Росавтодор", заключив пару инвестиционных проектов. Сегодня, когда региональные бюджеты вынуждены брать кредиты у федерации на строительство дорог, да и федеральный бюджет дефицитен, частные инвесторы, за счет которых можно построить, продолжить ремонтировать дороги, кажутся панацеей. Но захочется ли коммерческим структурам обременять себя столь долговременными обязательствами-инвестициями в виде строительства дорог? И, самое главное, станут ли дороги лучше?

Первый и, может быть, самый серьезный шаг в сторону коммерциализации российских дорог был сделан зимой прошлого года, когда министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что ФГУП "Росавтодор" превратится в ОАО "Росавтодороги". Данная структура сможет заниматься привлечением частных инвестиций в строительство дорог. Впрочем, этим уже занимается "Росавтодор". Первые результаты – подписанные с инвесторами соглашения на строительство платных автодорог Москва - Санкт-Петербург и Москва – Одинцово. Сотрудник ФГУ "Дороги России" (которое как раз занимается привлечением инвестиций) Наталья Модина рассказала Накануне.RU, что работу по участку Москва-Одинцово планируется завершить за два года. По средневзвешенному тарифу проезд будет стоить 4,99 руб. за 1 км, а по участку Москва-Санкт-Петербург – 3,6 руб. за 1 км. "Тариф может меняться в зависимости от времени суток, дня недели, типа автомобиля", - подчеркивает Наталья Модина.

К слову, в России уже существует несколько платных дорог, точнее, небольших участков, по которым можно проехать только за деньги. Один платный участок имеет протяженность 444 км в Липецкой области на трассе М-4 "Дон". За прошлый год этот участок принес в федеральный бюджет 118 млн руб., поскольку 80% проезжающих предпочитают ехать по платному участку, чем по бесплатному.

Платные дороги есть и в Псковской области, от которых за полгода в федеральный бюджет уже поступило 55 млн руб. Правда, о состоянии бесплатных дублеров этих трасс ничего не известно. Если раньше на их ремонт не хватало средств, то сейчас, скорее всего, федеральным властям просто невыгодно их ремонтировать, иначе "дорожные" поступления в бюджет заметно бы сократились. Собственно, это главные опасения противников появления в России платных дорог: и сейчас ремонтом занимаются слишком мало, а потом, сосредоточив силы на строительство платных магистралей, о бесплатных все забудут.

Впрочем, как прописано в законе о "Российских автомобильных дорогах", новая госкомпания должна получать имущественные взносы РФ, субсидии из федерального бюджета на строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог, дивиденды от участия в коммерческих организациях, средства частных инвесторов, а также обязана поддерживать в надлежащем состоянии сеть автомобильных дорог, заниматься увеличением их пропускной способности, повышением качества обслуживания пользователей дорог, развитием дорожной инфраструктуры. То есть добиться того, чтобы в России на одну проблему наконец-то стало меньше. Получится или нет – главный вопрос.

туман дорога|Фото: Накануне.ruФото: Накануне.ru

А задача, как ни крути, предстоит сложная. По данным "Росавтодора", федеральные автомобильные дороги практически исчерпали свою пропускную способность, сегодня 13 тыс. км дорог или 29% от всей дорожной сети используются с превышением нормативной загрузки. Да и сеть дорог в России до конца не сформирована, основное "бездорожье" наблюдается в северных районах страны, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Кроме того, даже отремонтированные дороги быстро приходят в негодность: образуются колеи, разрушается асфальтовое покрытие. Участки трасс перекрывают для ремонта, на других участках образуется повышенная нагрузка, что вновь приходит к необходимости ремонтировать. Процесс этот кажется бесконечным. Поэтому изначально возникает сомнение, что "Автодор" каким-либо образом сможет переломить столь глубоко Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU укоренившееся и печальное положение дел.

Впрочем, как считает директор Ассоциации дорожных проектно-изыскательных организаций Дмитрий Немчинов, создание госкомпании, действительно, может стимулировать строительство качественных дорог. "Коммерческая структура должна задуматься о долгосрочной перспективе, для компании должен стать вопрос о жизненном цикле дорог. Сегодня же дороги строятся по принципу снижения единовременных затрат, а дальше будь что будет. Госкомпания, которая должна получать прибыль, вынуждена будет задуматься о прочности дорог. Появится стимул для внедрения современных экономических механизмов управления дорогами. Придется прогнозировать частоту ремонтов, их объемы, поэтому будут выбраны варианты, при которых затраты в долгосрочной перспективе станут минимальными", - заявил Накануне.RU Дмитрий Немчинов.

Правда, как именно будет действовать новая госкомпания, появятся ли филиалы в регионах, пока неизвестно. В СОГУ управления автодорог Накануне.RU рассказали, что о создании филиалов "Автодора" в Свердловской области не слышали. Здесь и дорог федерального значения немного - около 600 км против 11 тыс. дорог регионального значения, которые в поле зрения госкомпании не попадают: транспортный бюджет карикатура|Фото: www.moscowvoice.ruпоток не тот, чтобы можно было рассчитывать на окупаемость. Поэтому надеяться на нового волшебника, который решит все дорожные региональные проблемы не стоит. А состояние региональных трасс таково, что если их вообще не ремонтировать, они разрушатся. Поэтому, например, правительству Свердловской области приходится брать кредит на строительство и ремонт автодорог, поскольку бюджетное финансирование резко сократилось. Свердловской области из федерального бюджета на строительство и ремонт дорог предполагалось выделить 2 млрд 300 млн руб. в 2009 году, а в итоге финансирование "урезали" до 754 млн руб. А плохое состояние дорог влияет на аварийность. Только в первом квартале нынешнего года на Среднем Урале из-за плохого состояния дорог произошло 35 ДТП в Свердловской области, что на 16% больше аналогичного периода 2008 года. Такая же ситуация во многих других регионах России.

Но если хотя бы трассы федерального значения будут в хорошем состоянии – уже шаг вперед, считают свердловские дорожники. Но неофициально они отмечают, что в российских условиях инвесторам невыгодно вкладываться в строительство дорог, поскольку срок окупаемости составляет до 200 лет. "Скорее всего, ничего хорошего из создания "Автодора" не выйдет, государственных интересов там нет", - отмечают дорожники.

То, что в кризис могут возникнуть проблемы с поиском инвесторов для строительства магистралей, признает и сотрудник ФГУ "Дороги России" Наталья Модина: "Конечно, сейчас инвесторов найти будет сложнее, чем до кризиса, но пока планы не меняются. Проекты долгосрочные, рассчитаны на 30 лет, кризис столько не продлится".

А по мнению директора Ассоциации дорожных проектно-изыскательных организаций Дмитрия Немчинова, речь вообще не идет о российских инвесторах, либо это иностранные структуры, либо компании, тесно связанные с государством. А вообще, как подчеркивает Немчинов, можно строить с помощью инвесторов и бесплатные дороги, как это происходит на Западе. "На Западе бесплатные дороги строятся с привлечением частных инвесторов, они приходят, строят дорогу, а потом получают от государства деньги. Платежи от государства начинаются, когда дорога уже введена в эксплуатацию, и чем качественнее дорога, тем больше платежи. Фактически государство покупает услугу для своих граждан", - добавляет директор Ассоциации дорожных проектно-изыскательных организаций.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС