29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Зампред Союза машиностроителей России: Уже сегодня формируются будущие проблемы

Выжить, сохранить кадры, производство, а, если получится, и сделать шаг вперед – основные задачи, стоящие перед российскими машиностроительными предприятиями. Задачи, хоть и основные, но в кризис, когда спрос сузился, финансовые потоки иссякли, а объемы производства рухнули в разы, они начинают казаться слишком амбициозными. Между тем, осенью ожидается "вторая волна". Что делать машиностроителям, зажатым в тиски социальными обязательствами и возрастающими издержками производства? Для чего брать кредиты, если продукцию никто не покупает? Почему система госгарантий не заработала до сих пор? Об этом Накануне.RU рассказал заместитель председателя - руководитель аппарата Бюро Центрального Совета ООО "Союз машиностроителей России" Владимир Гутенев.

Вопрос: Владимир Владимирович, какой смысл предприятиям брать сейчас кредиты, когда основная проблема – в отсутствии спроса на продукцию?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Владимир Гутенев: Сегодня очень остро стоит вопрос перекредитования. Основанная задача – закрыть те позиции, которые являются острыми. А для дальнейшего развития, для пополнения оборотных средств привлекать кредиты под 17-18% при общей рентабельности по отрасли 8-10%, конечсно же, совершенно нереально.

Вопрос: А до кризиса ставка по кредиту разве была ниже рентабельности?

Владимир Гутенев: Если кредиты выдавались в рамках государственных программ, то ставка могла составлять 6-7%. Если коммерческие кредиты, то не намного превышали ставки рефинансирования, которая составляла 10-10,5%.

Вопрос: И все же находятся компании, которые берут кредиты и под 17-18%, в  том числе и под техперевооружение. Зачем?

Владимир Гутенев: Под перевооружение кредиты не берут, берут только под окончание техперевооружения. Кредиты необходимы и для пополнения оборотных средств. Речь сейчас нужно вести не о том, чтобы внедрять новые технологии. Надо бороться за рынок, как за свой, внутренний, так и внешний. Схлопывание рынка приводит к сокращению объемов производства, к переходу к мелкосерийному производству. В итоге все издержки ложатся на меньшие объемы, конкурентоспособность теряется.

Вопрос: Вы упоминали, что, несмотря на изменения в механизме госгарантий, их до сих пор сложно получить. Почему?

Владимир Гутенев: Приходится проходить очень сложную процедуру согласований, отдельные элементы которой имеют достаточно длительный срок от нескольких недель до месяца. Механизм в виду своего несовершенства вынуждает предприятия тратить от восьми до десяти месяцев для того, чтобы пройти всю процедуру. За это время ситуация на предприятии меняется.

Cправка Накануне.RU: В середине мая нынешнего года президент РФ Дмитрий Медведев признал, что механизм выделения госгарантий провалился. Банки не устроило, что кредиты им предлагалось выдавать под субсидиарную ответственность, то есть кредитное учреждение должно было вначале попытаться взыскать средства с должника, а уже потом, если тот не в состоянии заплатить по обязательствам – с государства. Буквально за неделю это несоответствие было устранено.

Вопрос: Хотя бы одно российское предприятие получило госгарантии?

Владимир Гутенев: Я такого счастливогго факта не знаю. Ряд предприятий проходят заключительный этап согласования, и они близки к тому, чтобы получить госгарантии.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Есть ли из них свердловские предприятия?

Владимир Гутенев: Позиция нового руководителя "Уралвагонзавода" Олега Сиенко достаточно активна и конструктивна. Скорее всего, это предприятие будет в числе первых, кто получит ощутимую помощь правительства.

Вопрос: Существует мнение, что антикризисные меры, принятые правительством, хороши, но уже не помогут, так как запоздали. На Ваш взгляд, так ли это?

Владимир Гутенев: Основная проблема не в том, что хорошие меры были приняты поздно. Большинство из них хороши по сути, но, к сожалению, по процедуре реализации существует целый ряд недостатков. Но в этом нет ничего страшного. Нужно просто признавать неудачные решения и вовремя их корректировать.

Вопрос: Когда же они будут откорректированы так, чтобы хоть как-то работали?

Владимир Гутенев: Те системные меры, которые были предложены правительством, но пока еще не начали действовать, если и начнут приносить результаты, то лишь в четвертом квартале нынешнего года.

Вопрос: Большинство экспертов ожидает вторую волну кризиса. Если эти прогнозы сбудутся, что ждет машиностроительные предприятия?

Владимир Гутенев: Нужно не ждать, а действовать! Каждый руководитель предприятия должен разрабатывать собственные меры оптимизации производства. Конечно, руководителям сложно работать, они под гнетом: с одной стороны – социальные обязательства, то есть невозможность просто всех сократить, с другой стороны - происходит накопление убытков, вымываются оборотные средства. Из-за снижения объемов производства и сокращения оборотных средств сегодня и формируются проблемы будущего.

Вопрос: Если во время второй волной кризиса произойдет вторая волна девальвации, это как-либо поможет Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU машиностроительным предприятиям?

Владимир Гутенев: Девальвация играет в пользу внутреннего рынка, повышает и конкурентоспособность российской продукции. Но существует дилемма: конкурентоспособнсть продукции повышается, а вот доверие к рублю, как к инструменту долговременных накоплений снижается. Истина находится посередине. Наверное, небольшая плавная девальвация не повредила бы российской экономике.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС