Сургут-Ейск. На личном самолете. За 29 часов
Сургутский изобретатель впервые в истории некоммерческой авиации города совершил дальний перелёт. Его двухместный самолет, собранный вручную, с венгерским двигателем совершил перелет из Сургута (ХМАО) в Ейск Краснодарского края. Время в пути - 29 часов. Остановок для дозаправки – 23. Общая протяженность пути – 7 000 километров. О том, сколько лет понадобилось для воплощения мечты в жизнь? Кто в воздухе помогал сургутскому авиалюбителю? И почему летать по небу, лучше чем передвигаться на авто по дороге, в интервью Накануне.RU рассказал сургутский летчик-любитель, руководитель авиаклуба "Полет" Сергей Шевчик.
Вопрос: Сергей Николаевич, долго мечтали о таком полете?
Сергей Шевчик: Я с детства увлекался моделированием. Моя семья жила в небольшом поселке в 100 км от Сургута, в котором нормальных дорог не было. И мне с детства хотелось, чтобы у меня был личный транспорт. Первое, что я сделал сам, были аэросани на воздушной подушке, затем модели самолетов начал делать. Мечта о своем самолете – родом из детства. К тому же путешествовали всей семьей почти каждое лето на юг – сначала на барже до Сургута, затем до Тюмени на железнодорожной платформе вместе с машиной, а потом на автомобиле до самого моря. Но с каждым годом добираться до моря собственными силами становится все сложнее: разбитые дороги, "озверевшие" гаишники, большое количество машин – езда превратилась в наказание. И я задумался о своем самолете, чтобы преодолевать это расстояние с комфортом. Как раз в 1997 году приняли новый воздушный кодекс – разрешили использовать частный самолет, в личных целях. Я стал прозванивать аэроклубы, где мне рассказали, что самолет можно как построить самому, так и купить. Для самостоятельных полетов достаточно купить GPS-навигатор, штурман не нужен.
Вопрос: Помните Ваш первый полет?
Сергей Шевчик: В 1999 году я уже взлетел на собственном самолете. Привез из Самары старенький самолет, восстановил некоторые детали, там же меня научили летать - на курсах пилотов-любителей. И я летал из Сургута до поселка. Поначалу местные жители, когда я садился (самолет приземлялся на воду), сбегались с криком: "Самолет в воду упал!". Приходилось успокаивать людей, мог покатать кого-нибудь. Со временем вокруг меня собрались такие же любители, у нас образовался клуб – теперь я его руководитель. С 1999 года я налетал 1000 часов, наработал опыт.
Вопрос: А на каких самолетах Вы летаете?
Сергей Шевчик: Собираем самолеты мы сами. Закупаем запчасти в Самаре, полтора-два года собираем. Нам самолеты обходятся в полмиллиона рублей в среднем. Уже готовый самолет стоит около трех миллионов.
Вопрос: А во сколько обходится один полет?
Сергей Шевчик: Одному человеку в пределах Сургута полет обойдется в 5 000 рублей за час. Из расчета, что примерно 100 часов в год налетываешь, затем нужно вызывать комиссию из Москвы, которая оценивает техсостояние, выдает разрешения. Но окупить затраты на частный самолет нельзя. Нельзя работать на таком самолете – это некоммерческая авиация. В него только можно вкладывать. Мы, частники, сейчас по сути мало что можем, но платить за все приходится также, как и крупным авиакомпаниям. С 2006 года прошло жесткое разграничение на коммерческую и некоммерческую авиацию. Именно поэтому мы сейчас не можем продолжать работу, например, с нефтяниками. К тому же над городом летать нельзя.
Вопрос: Недешевое все-таки это увлечение...
Сергей Шевчик: Сейчас кризис. Раньше мы с "Сургутнефтегазом" летали на нефтяные разливы, они за это нам платили. Деньги уходили на аренду городской земли под взлетно-посадочной площадкой, которая в нашей собственности, а это 300 тысяч в год. Сейчас, чтобы землю выкупить в собственность, необходимо три миллиона рублей, возможно, придется продать самолеты. Поэтому мы решили совершить такой долгий полет именно сейчас, потому что потом такой возможности может и не быть.
Вопрос: Расскажите про Ваш первый дальний полет.
Сергей Шевчик: Самолет, на котором я летел – двухместный. Но напарника я не взял. Так как с земли необходимо было обеспечивать юридическую базу моего полета, чтобы он был официальным. Нужно каждый день ходить в аэропорт и подавать заявки на меня. На сегодняшний день в нашей стране сам пилот этого сделать не может. По закону пользователь воздушного пространства должен прийти в аэропорт и подать заявку, а как я это сделаю, если я уже за тысячу километров от аэропорта.
В авиакомпаниях есть производственно-диспечерская служба, которая занимается обеспечением полетов. А у частника этой службы нет – получается, что он либо сидит на земле, либо летает втихаря. Но у нас была цель совершить именно официальный перелет. Поэтому напарнику пришлось остаться и помогать мне с земли. Расстояние, которое я преодолел "туда-обратно", примерно, 7 тысяч километров. В одну сторону полет занял 28-29 часов. Перед полетом мы договорились с разными аэроклубами, чтобы наш самолет встречали. Примерно через каждые 300-400 км есть площадки, на которую можно приземлиться. Но это не аэропорты, потому как для того, чтобы приземлиться в аэропорту, у меня должен быть какой-либо статус. Инструкции аэропортов не приспособлены для частников.
Вопрос: Как обеспечивалась связь с землей во время такого долгого перелета?
Сергей Шевчик: По закону, если я полетел официально, я ежесекундно должен быть на связи, успеть ответить диспетчеру, если он меня вызовет. Кроме того, через каждые 30 км у меня обязательный пункт доклада, то есть я должен доложит диспетчеру, что прошел пункт такой-то, следую к такому-то. Если пилот не вышел на связь, то диспетчер через 20 минут попыток связи поднимает поисковую авиацию. Но есть в России "мертвые" зоны: в районе Кургана, в Уральских горах около 150 км не было связи. В этом случае я переключал свою радиочастоту на частоту эшелона, где летают большие самолеты. В прямой видимости до 200 км рация хорошо берет. Самолет, который надо мной "идет", меня прекрасно слышит. Они мне отвечали и дублировали мое сообщение для диспетчера. Однажды было так: слышу, что "ЮТэйровский" борт разговаривает с диспечером, я его вызываю, он не отвечает, хотя и слышит меня. Тогда я к нему обратился "не по форме": "ЮТэйр", коллега, выручай земляка из Сургута, продублируй сообщение диспечеру". Он сразу согласился.
Вопрос: Сергей Николаевич, на сколько частные самолеты комфортный вид транспорта?
Сергей Шевчик: Езда сейчас мучение, сильнейшее эмоциальное напряжение испытываешь, передвигаясь на автомобиле: пробки, плохие дороги. А на самолете – одно удовольствие. В кабине стоит GPS-система. Тебе остается только любоваться красотами. Ведь сверху видно все - мне давали высоту 500 м по равнине и 1600 в горах. Самолеты давно нужно использовать каждому – это гораздо удобнее автомобиля.