29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

"Маршрутный" коллапс

Сегодня крупнейшие перевозчики Екатеринбурга собрали большую пресс-конференцию, на которой предсказали городу транспортный коллапс из-за снижения вдвое (с 20 руб. до 10) стоимости проезда в "маршрутках". Это снижение было связано с решением Региональной энергетической комиссии (РЭК), которое последовало за постановлением Правительства РФ, уравнявшим маршрутные такси с остальным городским транспортом. Перевозчики, говоря о коллапсе, рассуждали о "простейшей экономике". Однако, выяснилось, что они либо не знают, либо не хотят озвучивать нынешнюю цену рентабельности своего бизнеса (учитывая снижение стоимости бензина и уменьшение объемов перевозок на 30% за время кризиса). А главная причина того, что екатеринбуржцы отдавали по 20 руб. в "маршрутках" – их многомиллионные долги.

На пресс-конференции присутствовали сразу шесть руководителей крупнейших предприятий отрасли Екатеринбурга, которые описали ситуацию в крайне драматичных тонах. Глава некоммерческого партнерства предприятий пассажироперевозчиков Екатеринбурга (в НКП входит 12 крупнейших предприятий) Григорий Кулинич заявил, что после решения РЭК о стоимости проезда в "маршрутках", вступившего в силу с 27 марта, требования комиссии перевозчики выполняют неукоснительно.

деньги рубль купюра|Фото: Накануне.ruНо главная проблема – в долгах, основную часть которых пришлось набрать в начале 2008 года. Предприятия взяли в кредит и в лизинг около 300 млн руб. на покупку более 200 единиц транспорта. По словам директора компании "Форт-транс" Андрея Алевраса, администрации города в преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества попросила перевозчиков обновить парк и закупить более комфортабельные и "приглядные" автобусы. Однако сейчас, после снижения стоимости проезда до 10 руб., возвращать кредиты нечем. Предвидя коллапс, компании начали консультироваться с банками, поскольку в таких условиях вернуть долги они не смогут, однако пока это ни к чему не привело.

Директор ООО "Декар" Сергей Ельцов предрекает сокращение парка автотранспорта, сокращение работников, а худший вариант, по его словам, – закрытие отдельных нерентабельных маршрутов.

Стоит отметить, что практика введения цены проезда в 10 руб. на отдельных маршрутах в Екатеринбурге и у отдельных перевозчиков уже была. Как пояснил сегодня директор ООО "Екатеринбургское такси" Владимир Комиссаров, где она применялась,практика оказалась плачевной. "Мы прослезились. Выжить при такой цене невозможно", – подытожил он попытки эксперимента. "Чиновники "кошмарят" и "мочат" малый бизнес, необходимость поддержки которого декларируют", – считает он и вспоминает советское время, когда в маршрутных такси стоимость проезда была 20 коп., а в автобусах – 6 коп. Об этом, добавил он, помнит и председатель РЭК Свердловской области Николай Подкопай. Таким образом, город может вернуться в 90-е годы, когда люди снова начнут брать транспорт "штурмом", поскольку предприятия автотранспортной отрасли начнут погибать.

подкопай николай алексеевич председатель региональной энергетической комиссии свердловской области|Фото: Накануне.ruСам же Подкопай ранее бескомпромиссно заявлял, что к тем, кто не снизит цены на перевозки, будут применяться жесткие меры, а пассажирам, которым предложили заплатить более 11 руб., следует обращаться в милицию и прокуратуру.

Вместе с тем, постановление Правительства РФ, уравнявшее перевозчиков, вступило в силу 19 марта, с этого времени ведомство не получило ни одной заявки с просьбой не снижать тарифы. По словам Подкопая, перевозчики должны предоставлять письменное обращение с материалами и с расчетом того, что понижение тарифов скажется на их экономической деятельности. "Если кому-то что-то не нравится, то пусть обращаются к Путину или подают в суд на Путина. Нынешняя ситуация уже начинает напоминать рвачество. Это наглый вызов. Пока мы взываем к совести. Время идет, большинство перевозчиков чего-то ждут, но карательные меры будут применяться по максимуму", - заявлял Подкопай.

Выяснилось, что в предоставлении экономических обоснований тарифов существует большая проблема. Ни один из присутствовавших на пресс-конференции крупных перевозчиков не смог назвать цену рентабельности своего бизнеса. Более того, сами они не готовы были снижать стоимость проезда, хотя экономические предпосылки к тому были, и об этом заявляли в РЭК. Одна из них – снижение цен на топливо. Но директор ООО "Ю-Ви-Эй-Транс" Юрий Минин сказал, что удешевление бензина не было настолько значительным, чтобы перевозчики стали стать снижать стоимость проезда.

Еще один фактор, который почему-то не подтолкнул предприятия к "простейшей экономике", заключался в том, что с октября 2008 года объемы перевозок у частных перевозчиков упали на 30%. На пресс-конференции перевозчики внятно так и не прокомментировали, могло бы хотя бы небольшое снижение стоимости их услуг сделать поездки более привлекательными для людей и было ли это возможно в принципе.

Более того, автоперевозчики находятся в полнейшей растерянности – они готовят обоснования в РЭК относительно стоимости тарифов, но в настоящее время не называют справедливую или хотя бы экономически оправданную цену перевозок, ссылаясь на то, что она "разная для каждого предприятия и даже для каждого маршрута". Для обоснования надо представить документы, которых у перевозчиков нет, поскольку в 2008, в начале 2009 года бизнесмены, как выяснилось, не вели учет "пассажирокилометров" и вместимости своих транспортных средств, что требует от них РЭК. Сергей Ельцов из "Декара" говорит, что эта методика РЭК "устаревшая, и не учитывает деятельность частных перевозчиков". Напомним, ровно год назад, в марте, проезд в "маршрутках" резко подорожал с 15 до 20 руб. Тогда перевозчики ссылались на рост цен на бензин. Причем, они еще в январе готовы были брать с горожан по 20 руб. за одну поездку, но городская администрация долго согласовывала необходимые документы. Таким образом, с Региональной экономической комиссией тогда согласований не было, тогда как сейчас она получила право контролировать цены частных перевозчиков.

автостанция автобусы|Фото: trm.vov.ruТем не менее, директор крупнейшей в городе компании-перевозчика "Ю-Ви-Эй-Транс" Юрий Минин признался в беседе с Накануне.RU, что предприятие будет подавать в РЭК экономические обоснования для "обратного" повышения стоимости тарифа на уровень тех же 20 руб. Дело в том, что, когда компании брали кредиты на новый транспорт, они предоставляли свои программы развития, в которых и была заложена сумма проезда в 20 руб. – и не меньше.

Представители отрасли не скрывают: именно такой тариф помог уральцам выйти на уровень "Фордов", "Хендаев" и "Богданов". А в тех городах, где пассажиры платят в маршрутках 8-9 руб., ездят лишь старенькие "ГАЗели".

Однако, мог ли екатеринбургский тариф стать хоть немного меньше в новых экономических и социальных условиях, они не говорят. Так или иначе, новый тариф застал их врасплох, и частники сетуют на то, что им не было предоставлено "адаптационного периода", чтобы подготовиться к изменениям. Также они признают, что устав, который ликвидировал такое понятие как "маршрутное такси", на федеральном уровне вышел в 2008 году, соответственно, Подкопай мог вступить в борьбу за снижение цен в "маршрутках" еще тогда.

Теперь же можно ожидать, что стоимость проезда в "маршрутках", когда предприятия представят свои обоснования в РЭК (а сейчас они этим как раз заняты) снова повысится, поскольку компании принесут те самые программы, где заложена стоимость проезда в 20 руб. Кроме того, сам Николай Подкопай говорил, что к лету можно ожидать увеличения стоимости проезда на всех видах общественного транспорта Свердловской области: в нынешнюю ситуацию, помимо кризиса, вмешалась и монетизация льгот, проводимая на Среднем Урале. Помимо необходимости компенсировать разницу в стоимости льготных проездных билетов (а бюджетом покрывается только 275 руб.), у городов есть необходимость и установки до конца года специального оборудования в транспорте – считывающих устройств, которые позволят отслеживать пассажиропоток, таким образом, оптимизируя перевозки и бюджетные дотации.

"Повышение (тарифов), естественно, будет. Сейчас будет влиять ситуация в экономике страны и области, удорожающие факторы и, с другой стороны, монетизация – после того, как она "вычистит" себестоимость проезда платного пассажира, станет известно, сколько пойдет средств на бесплатных пассажиров", – говорил Подкопай в интервью Накануне.RU.

Традиционно в последнее время изменение предельного уровня тарифов для всех муниципалитетов Среднего Урала происходит в летний период. "К лету мы получаем полную картину финансового отчета за предыдущий год, выстраиваются основные цены на энергоносители, появляются инвестпрограммы", – говорит он. Соответственно, к лету будет рассчитана средняя величина тарифа по большинству муниципалитетов, которые представят отчеты. Но повысить тарифы можно максимум до 25%, подчеркивает председатель РЭК Николай Подкопай.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Таким образом, если суд, в который намерены обращаться перевозчики, не признает решение о снижении стоимости проезда в два раза незаконным, то даже при предоставлении экономических обоснований, если следовать логике РЭК, проезд в общественном транспорте не сможет стоить больше 12,5 руб., включая "маршрутки".

Впрочем, у снижения тарифов есть другая сторона – проблемы монетизации, уже подпортившей немало нервов как простым гражданам, которых она коснулась в Екатеринбурге, так и властям (чего стоят стихийные митинги пенсионеров, протест прокурора на якобы "неконституционное" постановление свердловского правительства или "монетизационные" судебные тяжбы). Естественно, что областная РЭК сумела снять некоторую напряженность в обществе, сделав "маршрутки" более доступными для народа (хотя такую возможность, по словам перевозчиков, имела еще в прошлом году). А долго ли так "протянут" сами частные перевозчики – еще нужно посчитать.

Справка: В Екатеринбурге стоимость проезда на маршрутках была одной из самых высоких в России. В Новосибирске жителям приходится платить за проезд на маршрутке от 20 до 40 рублей, а в Самаре от 10 до 30. Регулирование цен применяется уже в Казани, Нижнем Новгороде, Воронеже, Омске, Перми и ряде других городов. 
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС