20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC2ah7
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/nedorogo/, варианты >>
Окажем помощь: http://remont.youdo.com/plumbers/canalization/dismantling/, быстро и недорого.
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика В России

Среднестатистическая успешность вашего мэра

Вскоре все российские мэры, вероятно, смогут ощутить возросший контроль со стороны региональных властей - в Кремле готовы утвердить несколько десятков критериев эффективности для них. Статистикой федеральные власти намерены измерить состояние дел в городах и селах, местные - будут вынуждены каждый год готовить отчеты, появятся лидеры и аутсайдеры. Кому это может быть выгодно, станут ли мэры более "прозрачными" и какие последствия ждут сити-менеджеров в интервью Накануне.RU рассказала ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко.

Вопрос: В России могут появится критерии оценки деятельности мэров - по аналогии с созданными ранее губернаторскими оценками. Насколько в них существует необходимость?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Оксана Гончаренко: Для федерального центра это, конечно, необходимо, посольку сейчас очень многие мэры находятся вне вертикали власти, в которую "встроены" губернаторы, они из нее выпадают, тем более, что мэры избираются, в то время как губернаторы назначаются. Один из методов их "встраивания" и одновременно – усиления контроля над их деятельностью – это введение критериев оценки, потому что, если это будет сделано, они уже будут обязаны отчитываться о своей работе. При этом многие губернаторы выступают за то, чтобы мэры отчитывались именно перед ними, но детально этот вопрос пока не прорабатывался. Хотя, конечно, губернаторы заинтересованы в том, чтобы свое влияние в краевых, областных центрах усилить – здесь бывают очень часто проблемы, связанные с распределением ресурсов, с бюджетными вопросами, возникают и затяжные "бойни". В таких преобразованиях заинтересованы и в "Единой России", потому что практика показывает, что в краевых, областных центрах результат партии бывает ниже, чем в сельской местности.

Те, кто заинтересованы в усилении своего влияния, здесь получат рычаг – если мэр плохо работает, есть возможность надавить на него, вплоть до отстранения от должности. Это очень большой ресурс, которого сейчас нет, потому что электоральная легитимность лишает заинтересованных лиц – будь то губернаторы, будь то федеральные игроки или партия власти – инструментов борьбы. С этой точки зрения это востребовано.

Вопрос: Можно ли прогнозировать, что усиление губернаторского контроля над мэрами станет  фактором, который повысит эффективность работы последних?

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Оксана Гончаренко: Уже около года существует система оценки самих губернаторов по 43 критериям, но пока говорить о том, что это привело к каким-то результатам, преждевременно. Также пока нет основания говорить и о том, что оценка мэров послужит эффективности – смотря, какие критерии, смотря, как они будет оцениваться – статистика дает огромное поле для манипуляций, соответственно, огромное поле для решений, принимаемых в интересах конкретных лиц. Эффективность – вещь другого порядка, о которой пока говорить преждевременно.

Вопрос: Но, тем не менее, такая необходимость в оценке есть?

Оксана Гончаренко: Объективно необходимость есть в повышении качества правления российскими территориями в целом – это касается и губернаторов, и мэров, и даже, в какой-то мере, федерального центра, у которого нет четкой концепции по этому вопросу.

Вопрос: Будет ли способствовать такая отчетность усугублению конфликтов местной и региональной власти, если они имеют место у сторон?

Оксана Гончаренко: Думаю, что да. Раз уж мы пришли к тому, что это один из серьезных рычагов давления, то, конечно, этим рычагом сторона, которая конфликтует с тем или иным мэром, захочет воспользоваться, это приведет к обострению противоречий. Но противостоять, если все это будет принято на федеральном уровне, мэры уже не смогут.

Вопрос: Поможет ли такая оценка действительно понять ситуацию, сложившуюся в отдельно взятом городе, в отдельном взятом районе, и сравнить их между собой?

Оксана Гончаренко: Поможет, конечно, я думаю, что это, скорее, поможет выявить те препятствия, которые существуют для проведения реформы местного самоуправления. В этом смысле это может быть новый материал, которого сейчас нет, и который позволит выявить отдельные проблемные стороны, распределение полномочий.

Вопрос: Какие проблемы реформы можно отнести к типичным и наиболее характерным?

половодье паводок наводнение(2007)|Фото: Фото: Накануне.ru

Оксана Гончаренко: Безусловно, такие проблемы есть, одна из фундаментальных проблем заключается в том, что муниципалитеты зачастую не в состоянии исполнить те полномочия, которые на них возложены по закону "О местном самоуправлении", включающие состояние жилищно-коммунального хозяйства и вплоть до состояния дорог. Многие муниципалитеты не имеют ни ресурсов на исполнение этих полномочий, ни кадрового потенциала. Это приводит к тому, что полномочия просто не исполняются, а с течением времени проблемы только усугубляются.

По официальной статистике не так плохо живут муниципалитеты, как принято считать, но они все равно очень разные, в том числе – по бюджетной наполняемости.

Вопрос: Появляются ли новые вопросы в свете тех задач, которые ставятся властью, например,  в сфере развития малого предпринимательства?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Оксана Гончаренко: Малое предпринимательство, скорее, проблема еще федерального масштаба, она не урегулирована и не проработана законодательно именно на федеральном уровне. Для местного самоуправления та проблема, которая будет актуальна в ближайшее время – конечно, реформа ЖКХ. Надежды на Фонд содействия реформированию ЖКХ могут быть, но муниципалитеты зачастую даже не в состоянии выполнить те условия, которые нужны для того, чтобы фонд мог выделить государственную помощь.

Вопрос: Эта система предусматривает поощрение для глав местной власти. Насколько это необходимо и станет ли своеобразным методом "кнута и пряника" для мэров?

Оксана Гончаренко: Здесь имеются аналогии и с губернаторами – видимо, будут поощрять по представленным статистическим данным - кто будет наиболее благополучно выглядеть, тем будут выделять дополнительные средства, которые могут пойти на те же усовершенствования в области инфраструктуры, дорожного строительства, в коммунальной сфере. Скорее всего, у мэров также, как и губернаторов, будет масса критериев, которые охватят все уровни – от РВП до уровня криминогенности, из них будет выводиться среднее арифметическое. Система очень уязвимая, в плане методики несовершенная и отдает простыми манипуляциями со статистикой. Скорее всего, мэров будут поощрять не за конкретные достижения, а именно за положительные статистические данные.

                                                                                                                                                                                 
В какой-то мере это действительно будет соотноситься с методом "кнута и пряника", только если мы говорим о возможности возникновения конфликтов, то здесь в условиях противоречий мэры будут вынуждены действовать с оглядкой на федеральный центр или на региональную власть, поскольку, видимо, к аутсайдерам будут применяться определенные санкции. Мэрам моет грозить потеря части полномочий, что будет побуждать их к большей лояльности.

Вопрос: Станет ли для самих жителей городов деятельность мэров более прозрачной?

Оксана Гончаренко: Если говорить о финансовой стороне вопроса, то с прозрачностью у нас очень сложно обстоят дела, и вряд ли эти критерии внесут значимую лепту. Но контролировать будут больше.

Вопрос: Центр политконъюнктуры составляет так называемый "рейтинг выживаемости губернаторов". Может ли быть сделан соответсвующий прогноз для мэров?

Оксана Гончаренко: Здесь не подойдет аналогия с рейтингом губернаторов именно потому, что они назначаются, и мы понимаем, по каким примерно правилам идет эта игра, и можем сказать, кому грозит отстранение, кому – нет. Мэры же, в Фото: Накануне.ruосновном, выбираются. Но, возможно, что распространение этой системы будет способствовать развитию института сити-менеджеров. В плане выборов это пока тот механизм, который зачастую не контролируется. Формирование этого института происходит либо по официальному конкурсу, либо они выбираются из числа депутатов гордумы, что позволит региональным властям усилить свое влияние и в большей степени контролировать все стороны деятельности этого нового мэра.

Выборы мэра – проблема, которая очень долго обсуждается, потому что отменить их прямо не представляется возможным по законодательным причинам, но среди губернаторов есть очень много сторонников этой идеи, и я думаю, что они постараются использовать критерии оценки для того, чтобы изменить систему, имеющую нежелательных для них людей, а официально это будет обосновано ростом эффективности.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС