19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBffWS
Здесь http://perevozki.youdo.com/arenda/tag/5t/, подробное описание тут.
youdo.com


Аналитика все материалы


Политика За рубежом

Возможен ли европейский халифат?

Во французском городке Гриньи, что находится около Парижа, 30 (целый взвод почитай) арабских подростков устроили засаду на полицейский патруль. Машина местных правоохранителей попала под обстрел из помповых ружей, кроме того нападавшие применили камни и бутылки с горючей смесью. Пострадали четверо стражей порядка. Был сожжен один автомобиль. "Капкан" организовали по всем правилам партизанской войны. Сперва одна группа подростков ворвалась в магазин и потребовала "кассу". Полицейские выехали на вызов. Арабские "дети" соединились со второй группой сверстников и атаковали жандармов. Напомним. это не Палестина, и не Северный Кавказ, и не Афганистан. Это Франция. О том, поглотит ли Европу исламизация, почему восточные иммигранты "обожают" Британию и в чем уверены брюссельские бюрократы в интервью Накануне.RU рассказал эксперт Лаборатории социального мониторинга Георгий Энгельгардт. 

Вопрос: Верно ли говорить о том, что объявление и признание косовского суверенитета позволит европейским мусульманам требовать больше и больше, в том числе и радикальными методами?

Георгий Энгельгардт: Не следует ожидать резких шагов в ближайшем будущем. Но провозглашение и признание ведущими европейскими странами независимости Косово сыграет на руку любым сепаратистским движениям, которые выступают за свою суверенность. США и некоторые европейские правительства, продавливая косовскую независимость, в том числе стремились улучшить свои отношения как с исламскими странами, так и с мусульманскими меньшинствами в собственных странах. В стратегическом плане такая политика не может быть успешна. В прошлом и США и Европа оказывали помощь Боснии, потом помогали албанцам в Косово. Делалось это с той же целью улучшения отношения с исламским миром. Однако на настроения исламских радикалов это никак не повлияло и никакой благодарности не породило. Доказательством тому служит и 11 сентября и глобальный джихад, объявленный "Аль-Каедой" против своих недавних благодетелей. Вряд ли от них стоит ожидать изменения настроений после признания Косово.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Какие страны Европы наиболее интересны для мусульман сейчас?

Георгий Энгельгардт: В Европе исторически сложилось несколько центров приема. Германия, Франция, Великобритания. Там существуют наибольшие в регионе общины выходцев из исламских стран. В первую очередь – Франция, где общее число мигрантов составляет порядка пяти млн, из них три млн – мусульмане. В Германии порядка трех млн выходцев из Турции. В Англии численность мусульман оценивается в 1,5-1,8 млн человек. Диаспоры растут во всех странах от Норвегии до Испании. Основной мотив простой – люди ищут, где лучше. Где можно заработать деньги, поднять уровень жизни.

Вопрос: Традиционно считается, что Восточная Европа для них менее интересна…

Георгий Энгельгардт: Да. Обычно первые волны мигрантов состоят из людей, которые предлагают неквалифицированный труд – чернорабочих, строительных рабочих. В Западной Европе за ту же работу они получат больше денег, чем на востоке ЕС. Опять же такие страны, как Англия, Голландия, Франция до последнего времени давали определенные привилегии на въезд жителям своих бывших колоний.

Вопрос: На Ваш взгляд, насколько Европа близка к пониманию того, что косовский сценарий может повториться в той же Франции либо Германии, только действующими лицами будут не албанцы, а турки или арабы?

Фото: АФП 2005, Thomas Coex

Георгий Энгельгардт: Для европейской политической элиты сейчас характерна очень высокая степень самоуверенности. Политики Лондона, Парижа, Берлина и евробюрократы Брюсселя уверены в превосходстве своих сил, в том, что у них хватит ресурсов справиться с любыми вызовами, в том числе со стороны радикализирующихся исламских движений. Точно также они считают, что создание косовского государства проходит под их контролем, что они смогут контролировать каждый шаг албанских лидеров. Именно из-за этой убежденности в своем всемогуществе европейские политики пропускают мимо ушей предупреждения о том, что Косово является прецедентом, что оно может вызвать цепную реакцию в странах ЕС.

Вопрос: Европейские мусульмане могут взяться за оружие?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Георгий Энгельгардт: Радикальное меньшинство в среде европейских мусульман за оружие уже взялось. Доказательством этому служат взрывы поездов в Мадриде и лондонском метро, участие выходцев из Европы в диверсионной войне в Ираке и Афганистане, в Боснии и в Чечне.
Конечно, это не относится к основной массе европейских мусульман. Политическое действие совершает меньшинство. Большинство работает, занято повседневной жизнью. А значимые шаги, влекущие исторические последствия, всегда предпринимают небольшие группы активных людей. Это применимо и к европейским мусульманам. Другое дело, что позиции радикалов среди них в последние годы упрочились, несмотря на все попытки европейских государств этому помешать. Решения Англии, Франции, Голландии, Дании пока сводятся к тому, что в обмен на ресурсы, инфраструктуру и господдержку исламским структурам они требуют лояльности. Но до сих пор ни одна из европейских стран не разработала механизма контроля этой лояльности. Вряд ли подобная политика принесет заметные положительные плоды.

Вопрос: Какая из стран Европы наиболее расположена к мусульманам?

Георгий Энгельгардт: Прежде всего - Англия. Именно там делаются демонстративные шаги в области включения мусульманских общин в элиту страны. Предоставляются титулы лордов. Признаются все исламские традиции. Если последняя проблема была во Франции, то в Англии - нет. При найме на работу, скажем, в полицию, для женщин-мусульманок даже разработали форму, адаптированную к хиджабу. Именно Англия дала на своей территории убежище десяткам самых разных радикальных исламских религиозных и религиозно-политических организаций со всего мира. Многие из них, между прочим, запрещены у себя на родине. Например, "Хизб-ут-Тахрир", легальный центр которой находится в Лондоне. Для Франции всегда было характерно требование ассимиляции – адаптации мигрантов к французской культуре, в частности – к ее антирелигиозным составляющим. Для Германии свойственен акцент на политику "крови и почвы", там постоянно выделяли мигрантов-иностранцев в особую категорию. На таком фоне англичане выступали гораздо терпимее и демонстрировали готовность примириться с тем, что чужие люди будут жить на их земле по своим правилам и обычаям.

Вопрос: Может ли взаимодействие Европы и мусульманства, их смешение, привести к созданию новой культуры?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Георгий Энгельгардт: Ответ связан с некоторыми современными глобальными изменениями. Если раньше, лет 40-50 назад, человек переезжал в другую страну, то фактически он начинал жизнь заново, его контакты с прежним окружением были крайне редкими. Приходилось приспосабливаться на новом месте. Сейчас, в силу развития транспорта, коммуникационных технологий, расстояние во многом потеряло значение. Человек может выехать из Пенджаба, приехать в Лондон и оказаться среди своих пенджабцев-односельчан, и жить с небольшими изменениями. Смотреть те же телеканалы через спутниковую тарелку, что и дома, общаться через интернет с земляками.Это стало серьезным ударом по всем европейским механизмам интеграции мигрантов. Исламская миграция была не первой. Например, через Францию с 19 века прошло несколько таких волн – португальцы, итальянцы, поляки, русские. Все они интегрировались во французское общество. А вот миграция из Ближнего Востока и Северной Африки не поддалась этим механизмам. Насколько будет успешно взаимодействие, или, наоборот, общины изолируются друг от друга – большой вопрос. Он зависит, в частности, от того, продолжат ли страны Персидского залива политику исламизации мигрантов. Первое поколение мигрантов, приехавшее в Европу 30-40 лет назад, было внутренне готово отказаться от своего старого образа жизни. Но благодаря последовательной и упорной политике стран Персидского залива, главным образом Саудовской Аравии, в Европе была создана серьезная религиозная и политическая инфраструктура – тысячи мечетей, культурных центров, общественных организаций, которые сплотили вокруг себя мигрантские общины и сыграли огромную роль в предотвращении их ассимиляции.
Так что пока речь идет скорее о сосуществовании культур на одной территории, чем об их смешении в какую-то новую форму.

Вопрос: Как Вы расцениваете версию о том, что в дальнейшем исламская культура поглотит европейскую?

Георгий Энгельгардт: Само существование таких взглядов уже симптоматично. Они отражают рост, как собственно исламских общин в Европе, так увеличение их политического влияния. Процесс продолжается лет 30-40. Последние 10 лет он виден невооруженным глазом. Неслучайно проблема продвигается в топ-лист тем европейской политики. Нужно признать, европейцы исторически отличались тем, что старались выявить на ранних стадиях приближающиеся проблемы. Обсуждаемый вопрос важен как для крупных стран, Британии, Франции, так и для тех, которых мы привыкли считать спокойными – для Дании, Голландии, Швейцарии, Австрии.

Вопрос: Насколько полно в современной Европе существуют движения антимигрантского характера? Пользуются ли они спросом?

Георгий Энгельгардт: Можно привести в пример Партию Свободы Герта Вилдерса в Голландии. Фактически она – "партия одной проблемы", антиисламская. На этой проблеме они имеют 6% мест в парламенте страны. В Дании правящая коалиция занимает жесткую антимигрантскую позицию. Датское правительство единственное, официально поддержавшее выпады против ислама как религии в форме знаменитых карикатур. Нельзя забывать французский "Национальный фронт" Ле Пена. Антимигрантский национализм – одна из опор программы партии. Сейчас по всей Европе растет влияние партий и движений, выступающих против мусульманской миграции. При этом партия того же Вилдерса абсолютно нерасистская. Это партия так называемого "нового поколения". Либеральные националисты обвиняют мусульман в несоблюдении прав женщин, в невосприятии европейского стиля жизни. Они критикуют взгляды и ценности мусульман, а не цвет их кожи или внешность.

Вопрос: Если понадобится, европейцы станут защищать свои интересы, в том числе и с оружием в руках?

Фото: Reuters

Георгий Энгельгардт: Во время парижских погромов 2005 года французские военные кулуарно давали понять - полиция полностью экипирована, обучена и подготовлена к тому, чтобы подавить беспорядки. Единственная загвоздка – отсутствие приказа. Повторюсь - самоуверенность европейских правительств основана на убежденности в том, что они располагают силами и средствами для расправы с вызовом со стороны радикальных мусульман или недовольных мигрантов. Подобная убежденность носит фактически религиозный характер. Все зависит от того, получат ли подготовленные и мотивированные люди нужный приказ в нужный момент. Для этого требуется политическая воля. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС