19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBfQyP
YouDo: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/5k/, смотреть здесь.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/city/furniture/piano/tag/price/, подробнее тут.
youdo.com


Аналитика все материалы

Каждый раз, когда звучит "Ключ на старт", оператор поворачивает ключ, скорее всего, сделанный на Урале

Екатеринбург – город не космический, и в День космонавтики сходить просто некуда. Так принято считать и, наверное, так и было до осени 2016 года, пока в здании НПО автоматики не открылся футуристический интерактивный музей. В преддверии праздника корреспондент Накануне.RU посетил его и узнал три главные космические истории Среднего Урала: историю о вожде африканского племени, спасшего репутацию наших инженеров, историю существования Трегбола – первой уральской компьютерной мыши, и где выпаивают тот ключ, который начинает старт любой русской ракеты.

"Приветствую вас на виртуальной стартовой площадке научно-производственного объединения автоматики", – говорит диктор в футуристической комнате, в центре которой находится пульт управления пуском ракет.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Отсюда можно совершить "пуск" с четырех космодромов: Плесецк, Восточный, Байконур и Куру, который находится на экваторе во Французской Гвиане.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Старт можно наблюдать в 3D-очках на большом экране. Сенсорный экран в центре имитирует пульт управления, на нем реальные показатели, такую же картинку, как говорят экскурсоводы, наблюдают операторы пуска на современном космодроме. Программа имитирует даже вид с внешней камеры, закрепленной на аппарате.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Французский космодром в список попал неслучайно. Свердловские инженеры прилетают на одну из площадок Куру, откуда запускаются ракеты "Союз-СТ", на каждую отправку в космос. Носители производят в Самаре, однако среди главных смежников – уральские инженеры, они работают над системами управления всех ступеней ракеты.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Кстати, привет хипстерам и фанатам бизнесмена Илона Маска от русских гениев космических технологий. "Союз-СТ" ("Союз-СТ-А" и "Союз-СТ-Б") – одна из самых лояльных к экологии ракет в мире и самая "экологически чистая" среди всей российской линейки носителей. Она использует максимально точный расчет момента, когда заканчивается топливо в баках, после чего они сразу отлетают. Дальше ракета работает уже на следующей ступени, а вот топливные баки, пустые, падают не куда попало, а на специальную площадку, которая, кстати, очень маленькая, а, значит, и тут нужен верный расчет. Все это обеспечивают именно системы управления, которые устанавливаются на каждой ступени. Производятся они свердловским НПО автоматики.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Экватор, как известно, самое удобное место на родной планете для запуска. С французского космодрома русская ракета может вывести на орбиту до 10 т полезной нагрузки. Для сравнения, с Плесецка за один пуск можно вывести на орбиту до 3 т, с Байконура - до 5 т. Но экватор – это непредсказуемые погодные условия: то бесконечные дожди, то зной. Для того, чтобы обеспечить работу и сохранность техники при любой погоде, есть специальная мобильная башня. Она "закрывает" стартовую площадку, и благодаря этому люди могут работать, несмотря на ливни или пекло. Радиоэлектроника, которая управляет башней – свердловская. По большому счету, на стартовой площадке "Союза-СТ" во Французской Гвиане французского только полезная нагрузка ракеты и сама инфраструктура космопорта. Остальное – русское.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Ракета семейства "Союз-2". По сути, это глубоко модернизированная старая рабочая лошадка Королева - ракета "Союз-У" семейства Р-7.

Выбор французов очевиден. Уральские пульты управления пусками с начала 2000-х годов стоят почти на всех космодромах и многих стартовых площадках России.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

И каждый раз, когда следует знаменитая команда "Ключ на старт", оператор пуска поворачивает ключ, скорее всего, сделанный на Среднем Урале.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Начиналось все с электроники, которая в СССР, как всем известно из перестроечной прессы, либо отсутствовала, либо была самая отсталая. В музее НПО автоматики об этом, видимо, не знают, поэтому демонстрируют одну из первых бортовых цифровых вычислительных машин. Эта "коробка" была способна делать 10 тыс. вычислительных операций в секунду, весила 57 кг. Фактически это электронные "мозги" морских баллистических ракет. Находилась такая машина в ракете, а именно – в топливном баке.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Современные "электронные мозги" выглядят гораздо меньше, весят 25 г и делают 25 млн операций в секунду.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

И, конечно же, как любые продвинутые инженеры в СССР, уральские инженеры сделали что-то, чем все мы пользуемся сейчас. Вот, например, прототип компьютерной мыши.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

НПО автоматики, созданное на базе эвакуированного Киевского радиозавода и вывезенного из поверженной Германии оборудования, стало всерьез работать с ракетной техникой после Великой Отечественной войны. Началось все с всесоюзной программы по производству кварцевых резонаторов. По словам ветеранов предприятия, уральская продукция устанавливалась на ракету Сергея Королева, которая вывела на орбиту первый спутник. Достоверно это пока неизвестно, сотрудники музея еще не смогли получить подтверждения из архивов, что именно их кварцевые резонаторы стояли на ракетах Королева в те славные времена. Параллельно велась работа по производству приборов управления морскими ракетами, которые запускались с подводных лодок.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Уральское предприятие продолжало осваивать космос и в смутные 90-е. В 1995 году уральцы вступили в совместный японо-германский космический проект. НПО автоматики и московское КБ "Салют" получили заказ на создание системы управления немецкого космического аппарата "Экспресс", который должен был провести исследования на орбите: это были опыты по фармакологии и проверка новой керамики для использования в работе скоростных железных дорог.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Система управления немецким космическим аппаратом "Экспресс", второй экземпляр

Запускался на орбиту аппарат с японского космодрома Кагосима. Неприятности начались сразу после запуска. Японская ракета не смогла вывести свой груз на заданную орбиту. Через какое-то время аппарат обнаружился, но потом опять потерялся, целый год о нем не было вестей, и общее мнение было таково, что он затонул в океане. Однако неожиданно он "всплыл" в Гвинейском заливе, недалеко от Западной Ганы. Обнаружил пропавший аппарат вождь местного племени во время осмотра своих владений. Это был лидер африканских охотников, который без труда сумел опознать русские буквы "КБ "Салют" на аппарате, потому что совсем недавно закончил университет Дружбы народов. От него о находке узнали в Министерстве иностранных дел РФ.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Аппарат был доставлен на экспертизу в Германию, где выяснили, что, несмотря на неудачу японской ракеты, уральская автоматика сработала и прибор успел провести необходимые эксперименты.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

Это далеко не все космические истории музея НПО автоматики, хотя уже и их немало для "некосмического" города. Музей открылся только осенью 2016 года и работает по запросам образовательных организаций: школ, университетов, техникумов или технических кружков. Для свободного посещения музей доступен только каждую вторую субботу в месяце.

музей космонавтики|Фото: Накануне.RU

12 апреля сотрудники НПО автоматики имени академика Семихатова праздновали День космонавтики


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС