19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC4JY1
Услуги по укладке паркета на http://remont.youdo.com/facing/floor/parquet/.
Вывоз мусора в Люберцах на http://perevozki.youdo.com/lyubertsy/garbage/.
Тут http://perevozki.youdo.com/ufa/zakazgazeli/, подробнее по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Урал на Шёлковом пути

Прошедший форум показал стремление всех уральских регионов диверсифицировать торговлю с Китаем

Китай традиционно является важным торговым партнёром России и Урала в частности. Однако мировые геополитические и макроэкономические тенденции ведут к тому, что дальнейшее всестороннее сотрудничество наших стран будет только усиливаться. В Екатеринбурге прошёл первый форум "Содействие торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Россией на Урале". В рамках мероприятия чиновники, бизнесмены и эксперты обсудили текущее состояние дел в сотрудничестве Уральского региона и Китая и наметили перспективы на будущее. Подробности - в материале Накануне.RU.

Сложившаяся в 90-е годы система однополярного мироустройства отживает своё. На смену ей приходят глобальные интеграционные процессы, так, Россия с Белоруссией и Казахстаном запустили Евразийский экономический союз, с китайской стороны с 2013 г. реализуется стратегия "Одного пояса – одного пути". Её зачастую трактуют в узком понимании как логистический маршрут "Шёлковый путь", под  которым, в свою очередь, подразумевается транспортный коридор через Казахстан. Однако официальный Пекин заявляет о намерении вдохнуть новую жизнь в процесс глобализации, таким образом, помимо логистики и строительства транспортной инфраструктуры, концепция "Одного пояса – одного пути" включает в себя методы геополитики, дипломатии, "мягкой силы", перемещения капиталов, услуг. Собираемый в мае этого года в Пекине форум "Одного пояса – одного пути" уже сравнивают по размаху с "Большой двадцаткой", а объёмы финансовых вложений КНР за рубеж – с послевоенным американским "планом Маршалла". Однако, в отличие от указанного плана, Китай не ставит своей целью политическое господство, а также призывает все заинтересованные силы к глобальному соразвитию.

инфографика, Новый Великий Шелковый путь, Северный Широтный ход, Северный Морской путь, Транссиб|Фото: Накануне.RU

Одним из локальных вариантов продвижения такого глобального совместного развития является сопряжение Евразийского экономического союза и "Одного пояса – одного пути".

В силу целого ряда факторов Урал занимает важное место в этом процессе – он обладает большим запасом ресурсов, значительным промышленным и научным потенциалом, а также выгодным географическим положением. Через него проходят три маршрута, связывающих Китай с Западом. Первый – это использующаяся уже более 100 лет Транссибирская магистраль, связывающая Европу с Северо-Восточными районами Китая. Второй – так называемый "Шёлковый путь", пролегающий через Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе КНР и выходящий через территорию среднеазиатских государств к Южному Уралу (по этому маршруту, в частности, планируется построить перспективную высокоскоростную магистраль Москва - Пекин). И, наконец, с активизацией работы морского порта Сабетта Уральский федеральный округ подключился к работе Северного морского пути. Этот маршрут крайне важен для экспорта в Китай сжиженного природного газа, а сам порт Сабетта станет важной остановкой на пути следования грузовых кораблей из азиатских портов в Европу. Кроме того, по данным уральской таможни, в прошлом году часть грузов, пришедшая из КНР по Севморпути (энергетические установки и другое промышленное оборудование), была отправлена до Тобольска и даже до казахского Павлодара. Таким образом, северный порт начинает играть всё более значительную роль в логистике всего Уральского региона.

 

Урал, Шёлковый путь, карта|Фото: Накануне.RU

Закономерной в этом отношении выглядит инициатива Генерального консульства КНР провести при поддержке и участии Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области форум, в рамках которого бы обсуждались вопросы содействия торгово-экономическому сотрудничеству.

В работе форума приняла участие генеральный консул КНР в Екатеринбурге Гэн Липин. Она отметила, что отношения двух наших стран сейчас находятся на наилучшем этапе.

Гэн Липин - генеральный консул КНР в Екатеринбурге|Фото: Накануне.RU

Что касается экономических отношений, то тут ситуация не такая однозначная. В прошлом году двусторонний оборот вырос на 2,2%, но очень далёк от тех показателей, которые планировались до обвала 2014 г.

Модератор форума, директор Аналитического центра "Эксперт" Дмитрий Толмачёв обратил внимание присутствующих на серьёзные изменения контекста торгово-экономического взаимодействия, которые приводят к изменению самого характера экономических отношений. Как подчеркнул эксперт: "Сложно было представить ещё 10-15 лет назад, что мы будем искать в Китае серьёзных технологических партнёров. Сейчас контекст поменялся полностью. Сложно было представить, что российские предприятия, которые открывали предприятия в Китае, его особых экономических зонах, индустриальных парках и т.д., сегодня будут возвращаться назад, потому что стоимость труда в России ниже, чем в Китае. Мир меняется, и меняется очень быстро".

При этом, как отметил и.о. начальника Уральского таможенного управления ФТС РФ Максим Чмора, зачастую статистика не учитывает товары, относящиеся к ряду стратегических отраслей, в том числе оборонные. А ведь именно продукция этой отрасли составляет значительную часть уральского высокотехнологичного и инновационного экспорта. Кроме того, если не рассматривать углеводороды и крупные инвестиционные проекты, такие как "Ямал-СПГ" и "Запсибнефтехим", по данным таможенной службы, то ввоз товаров из Китая растёт и в весовом, и в стоимостном отношениях. На 4% увеличился вес и на 20% стоимостная составляющая. Что касается вывоза – вес стал увеличиваться, а стоимость уменьшаться. Это говорит о том, что мы стали экспортировать в Китай значительно больше дешёвых видов товаров и продукции первых этапов переработки.

Большинство товаров, поступающих из КНР на территорию УрФО, отгружаются в портах Южного и Восточного Китая, после чего морем доставляются в Санкт-Петербург. Этому способствует дешевизна доставки морским транспортом, однако, по словам главы уральской таможни, последующая отправка груза автомобильным транспортом из Петербурга на Урал стоит в 2,5 раза дороже, чем в обратном направлении. В этой связи руководство местного управления ФТС видит будущее трансграничной логистики в концепции создания "сухих портов". "Южноуральский комплекс уже инфраструктурно готов. Также юг Свердловской области, терминал "Кольцово" имеет все шансы претендовать на то, чтобы стать таким пунктом", - отметил он. Кроме того, сохраняется диспропорция в количестве контейнеров и грузов, приходящих по железной дороге - из Китая их приходит в 12 раз больше, чем в обратном направлении.

И.о. начальника Уральского таможенного управления ФТС РФ Максим Чмора|Фото: Накануне.RU

Руководитель Уральской логистической ассоциации Эмзар Гимаев сообщил, что одним из приоритетов развития Свердловской области является создание международного транспортно-логистического хаба в Екатеринбурге, способного решить три основные задачи логистики: доставлять товары быстрее, дешевле и качественнее.

Руководитель проектов аналитического центра "Эксперт" Сергей Ермак отметил также, что в отрицательном торговом сальдо Урала в прошлом году большую роль сыграла закупка оборудования для сжижения газа Ямало-Ненецким автономным округом. Он выделил несколько направлений, которые могли бы стать точками роста несырьевого сектора: логистика, АПК, сырьё для текстильной промышленности, машиностроение и туризм.

Исполнительный директор Корпорации развития Среднего Урала Георгий Гемеджиев видит потенциал в деревообработке и создании территорий опережающего развития: "В последние годы наблюдается большой интерес к деревопереработке на территории региона. Это связано и с законодательными ограничениями, и с тем, что сейчас обработка древесины в России дешевле, чем где-либо в Китае. Кроме того, на Урале создаются территории со льготным режимом и инфраструктурой, которая предоставляется бесплатно, это, например, "Титановая долина". Подобные зоны существуют по всему миру и они понятны бизнесу. Помимо готовой инфраструктуры, фактически бесплатного электричества и водоснабжения, компании, работающие здесь, получают ещё и существенные налоговые льготы. Многие налоги сведены к минимуму, налог на имущество равен нулю, снижен транспортный налог и, конечно же, компании получат льготы при ввозе оборудования на территорию особой экономической зоны".

Кроме того, в Краснотурьинске создана территория опережающего развития, там построен индустриальный парк и "вся инфраструктура для компаний предоставляется бесплатно и на этой территории очень быстро можно начать бизнес". В ТОРе примерно на 60% снижены налоги на зарплату и взносы в социальные фонды".

Важной сферой сотрудничества является и высшее образование. Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров сообщил: "В последнее время китайские вузы по объективным причинам не могут принять весь огромный поток абитуриентов, а ехать и получать образование в таких странах, как США, Австралия, Великобритания, безумно дорого. Российские же университеты в последние годы серьёзно и динамично развиваются, стараются продвигаться в международных рейтингах и их заметность на международной арене приводит к тому, что китайские студенты приезжают обучаться сейчас, притом и за деньги, не только по квоте Россотрудничества. В последние годы наметилась ещё одна тенденция: граждане китайской национальности из стран Юго-Восточной Азии начали выбирать российские вузы. В некоторых из этих стран проводится политика, связанная с определёнными льготами для титульных национальностей, а граждане китайского происхождения находятся в худшем положении, и, конечно же, мы пользуемся этой ситуацией, предоставляя им возможности для обучения в российских университетах. Что касается проектов двустороннего сотрудничества с Китае, то они развиваются в различных сферах: исследованиях, инновациях, культурных обменах, они включают в себя совместные программы в энергетике, информационных технологиях, изучению окружающей среды и водных ресурсов".

Андрей Соболев, министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области|Фото: Накануне.RU

Президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин обобщил и трудности, стоящие на пути двустороннего торгово-экономического взаимодействия: "в экономической сфере множество субъектов, заинтересовавшись возможностями сотрудничества, начали хаотичное движение навстречу друг другу. Это не очень хорошо и не очень эффективно. Где-то не хватает мер поддержки, чтобы интерес сторон привёл к каким-то результаты. К сожалению, есть и примеры, когда не все представители бизнеса могут гарантировать исполнение обязательств, декларируя какие-то вещи. Плюс огромное количество вопросов связано и с пониманием бизнес-процессов и с определёнными государственными ограничениями с двух сторон".

В отношениях КНР и РФ ещё сохраняется недопонимание|Фото: www.360doc.com

Как становится видно, Свердловская область развивает сотрудничество преимущественно с северо-восточными и южными регионами КНР, тогда как Челябинская область развивает деловые связи с Синьцзян-Уйгурским автономным округом. А с развитием "Одного пояса - одного пути" значение СУАР будет только возрастать. Кроме того, касательно сотрудничества в рамках ЕАЭС ещё недостаточно изучен потенциал Специальной Экономической зоны в Хоргосе на китайско-казахской границе. Хоргос является одним из ближайших к уральскому региону наземных китайских КПП, и здесь действуют особые визовые и таможенные правила, в перспективе такая зона может оказаться весьма полезной для доступа на китайский рынок малого и среднего бизнеса. Кроме того, дальнейшая работа с Казахстаном и Киргизией необходима и для того, чтобы максимально сократить незаконный реэкспорт китайских товаров через эти страны.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС