19 Марта 2024
search

Ставка на МС-21 пока не оправдывается

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBtRxe
Объявление: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, полное описание.
Как открыть дверь с защелкой на http://remont.youdo.com/unblock/door/broken/open/shchekolda/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Вернувшийся в Россию Севастополь могут пустить по пути демилитаризации?

Планы вынашиваются в администрации врио губернатора города

Два героя Крымской весны, глава новой республики в составе РФ Сергей Аксенов и депутат севастопольского заксобрания Алексей Чалый, вошли в жесткий полемический клинч. Алексей Чалый в интервью РБК заявил, что "в преддверии губернаторских выборов в Севастополе готовится попытка реванша украинских элит". В свою очередь, Сергей Аксенов посетовал в интервью ТАСС на плачевное состояние Севастополя, обвинив в этом городские власти и Алексея Чалого. Отдельно Аксенов посоветовал ему выполнять обещания и "работать, а не перекладывать ответственность и не обмениваться публичными обвинениями". Оба заявления крымские СМИ подверстали в один сюжет.

Между тем, кроме споров о методах ведения политики, крымские и севастопольские элиты раздираемы и горячими спорами хозяйствующих субъектов. Ряд крымских СМИ, подконтрольных, как считается, республиканскому правительству, выдвигает достаточно серьезное обвинение в пропаганде проектов по демилитаризации Севастополя в адрес команды врио губернатора Дмитрия Овсянникова, впрочем, в его администрации наличие таких планов не отрицают и пытаются заручиться поддержкой того же Чалого.

Накануне.RU собрало мнения активных сторонников и противников этих проектов и попыталось разобраться, к чему все это ведет. 

"Существует несколько очевидных проектов по демилитаризации Севастополя. Странно, что никто не улавливает взаимосвязи между ними", – говорит в беседе с корреспондентом Накануне.RU глава экспертной группы "Крымский проект" Игорь Рябов.

"Хорошо будет, если мы покажем всему миру, что мы не только умеем делать качественные танки и ракеты, но и целые города", отмечает начальник департамента приоритетных проектов севастопольского правительства Сергей Градировский.

Проектов по демилитаризации называется при этом сразу несколько, и авторство всех приписывают команде врио Дмитрия Овсянникова и Алексею Чалому. Один из них – проект по демилитаризации закрытого военного городка Балаклавы и превращению его в центр международного туризма и яхтинга. Защитники проекта утверждают, что развитие Балаклавской бухты сделает Крым частью средиземноморско-черноморского курортного региона.

балаклава(2014)|Фото: Фото: Накануне.ru

Демилитаризация Балаклавы?

От Севастополя Балаклаву отделяет несколько километров незастроенного пространства, и до 1957 года она действительно имела статус отдельного города, и только потом стала частью Балаклавского района Севастополя (закрытой территорией в закрытом Севастополе). Связано это было с тем, что Балаклавская бухта как одна из самых удобных на Черном море для швартовки, превратилась в базу подводных лодок. Рядом был построен уникальный судоремонтный завод, который немедленно засекретили. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка, а уникальный завод прекратил свою деятельность и был разграблен. Горький финал (как казалось тогда именно финал) боевой и флотской славы Балаклавы.

В украинский период предприимчивые бизнесмены предлагали возродить статус территории как туристического курорта. С конца XIX Балаклава была местом элитного туризма и одной из жемчужин царской Ливадии. Самым заметным проектом по рекультивации земель бухты стал проект "Балаклава Грин". Его авторство приписывают активному лоббисту идеи создания рекреационной зоны на территории Балаклавы, бывшему депутату украинской Рады, владельцу рудников (Балаклавское рудоуправление им. Горького) у горы Гасфорта Вадиму Новинскому. Проект предполагал практически полное превращение производственных комплексов в туристические объекты. Разумеется, оставшиеся в бухте военные объекты также предполагалось превратить в цветущие сады и пляжи. При этом важно отметить, что территория бухты делилась на четыре отдельных направления: Таврос, Кадыкой, гора Гасфорта и Псилерахи. Как сообщается на сайте самого проекта, все они, в конечном счете, должны были дать "синергию между разными коммерческими, культурными, жилыми и образовательными заведениями".

В 2012 году все четыре проекта были поддержаны депутатами горсовета Севастополя. Жители, если судить по сообщениям СМИ, на публичных слушаниях выступали против этого решения, но проект затормозился вовсе не из-за общественного мнения, а от того, что в 2013 году потенциальные инвесторы (Новинский и, возможно, связанный с ним донбасский олигарх Ринат Ахметов) почуяли, что "пахнет жареным". Тогда, кстати, объем инвестиций в проект оценивался от 1,3 млрд до 2 млрд долларов.

балаклава(2014)|Фото: Фото: Накануне.ru

Эскизы с сайта украинского проекта "Балаклава Грин" совпадают с тем, что показали в качестве проекта Дмитрию Медведеву на Сочинском инвестиционном форуме

балаклава(2014)|Фото: Фото: Накануне.ru

балаклава(2014)|Фото: Фото: Накануне.ru

К удивлению жителей Севастополя, в 2017 году с проекта "Балаклава Грин" неожиданно стряхнули пыль и продемонстрировали премьер-министру Дмитрию Медведеву на Сочинском инвестиционном форуме в качестве результата активной деятельности команды нового врио главы Севастополя Дмитрия Овсянникова. 

На этот раз его лоббисты решили пренебречь общественным обсуждением, а сразу заручиться поддержкой Правительства. Проект Дмитрию Медведеву представляли врио губернатора Дмитрий Овсянников, Алексей Чалый и директор департамента приоритетных проектов Сергей Градировский. При этом требования к объему инвестиций в проект существенно выросли. 

Тем временем, противники "Балаклавы Грин" связали представленный Медведеву проект с филиалом парка "Патриот" у горы Гасфорта, который собиралось создавать Минобороны при поддержке местного отделения байкерского клуба "Ночные волки". Однако в результате довольно долгого конфликта между новой администрацией Севастополя, депутатами заксобрания, бывшими собственниками балаклавского рудоуправления, байкерами и Министерством обороны, Севастополь, скорее всего, потерял проект и 3 млрд руб., которые готовы были на него выделить военные. Минобороны заявило, что построит филиал парка в Кронштадте. Впрочем, информированные источники Накануне.RU утверждают, что филиал парка "Патриот" может также уйти от Севастополя в Крым.

Получается, что "Балаклава Грин" просто вытеснила парк "Патриот"? Да, уход развлекательного проекта Минобороны и байкеров назвать демилитаризацией Севастополя и Крыма можно с большой натяжкой. Однако, во-первых, такие обвинения все же прозвучали, а во-вторых, если брать проект "Балаклавы Грин" целиком, то с тем, что сама его философия заключается в демилитаризации Балаклавы, спорить трудно.

Один из сторонников проекта, начальник департамента приоритетных проектов севастопольского правительства Сергей Градировский пояснил Накануне.RU, что речь не идет ни о горе Гасфорта, ни об остальных участках бухты.

"Балаклава Грин" – это был проект украинского периода, который сейчас так подают (как демилитаризацию Севастополя, прим. Накануне.RU) для того, чтобы противопоставить его патриотическому проекту на Гасфорта. Это манипуляция информацией. "Балаклава Грин" предполагала рекультивацию четырех территорий. Одна из них Таврос, а то, что сейчас мы предлагаем, Гасфорта не касается вообще. Там (участок у горы Гасфорта, прим. Накануне.RU) скандальная история, мы, конечно, с этим связываться не хотим. В Сочи на инвестиционный форум был взят только один кусок из проекта "Балаклава Грин". Этот кусок давно согласован и понятен – это Таврос. Там находится уже закрытый карьер, но еще работает дробильная фабрика и маневровый район, где идет погрузка на железнодорожный транспорт. Все это находится прямо в центре Балаклавы и уродует ее", - говорит Градировский.

Впрочем, сама идея в перспективе заняться демилитаризацией Балаклавской бухты действительно пользуется поддержкой местных элит.

"Я эту идею (создания рекреационной зоны в Балаклавской бухте, прим. Накануне.RU) поддерживаю и считаю, что она здравая, эту идею, насколько я знаю, разделяет сам губернатор (врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников, - прим. Накануне.RU). Идея состоит в том, чтобы сделать в уникальнейшей бухте Балаклавы центр международного туризма и яхтинга. Новая и качественная яхтенная инфраструктура, сделанная на самом высшем уровне, это правильно. С помощью нее русское Причерноморье может быть включено, особенно после снятия санкций, в большую средиземноморскую инфраструктуру яхтинга и туризма",- поделился с Накануне.RU Сергей Градировский.

По его мнению, "хорошо будет, если мы покажем всему миру, что мы не только умеем делать качественные танки и ракеты, но и города".

Центр яхтинга, по словам Градировского, может развиваться какое-то время и под санкциями как "система взаимодействия между Крымским побережьем и Краснодарским краем". Яхтинг работает за счет небольших каботажных переходов, которые неплохо оплачиваются владельцами яхт, однако чтобы это работало, надо создать 20-30 таких каботажных переходов.

И, по его словам, никакой международный центр туризма невозможно сделать при существующем раскладе сил в Балаклавской бухте, потому что целый ряд ключевых территорий занимают три силовых ведомства: Минобороны, ФСО и ФСБ.

"Можно ли там (Балаклавская бухта, прим. Накануне.RU) осуществлять демилитаризацию? Теоретически точно можно. У Минобороны ничего существенного в бухте нет. Раньше там стояли подводные лодки, там был завод, сейчас же это музей под названием "Штольня" (Военно-морской музейный комплекс "Балаклава", прим. Накануне.RU). Федеральная служба охраны туда зашла совсем недавно, забрала завод "Металлист", и тоже, кстати, хочет заниматься там яхтингом. Если занятие яхтингом будет происходить в рамках международного центра туризма – отлично – все стороны могут договориться, и нет конфликта. Что же касается погранвойск, у которых есть в бухте достаточно крупные катера, то они испытывают большие проблемы выхода из Балаклавской бухты, поэтому они вполне могли бы найти и другую зону размещения. Как вы знаете, Севастополь – это около 30 бухт, многие из них по-настоящему милитаризированы, погранотряды могут там стоять", говорит Градировский.

Отметим, что в некоторой степени позицию Градировского публично поддержал вице-спикер заксобрания Александр Кулагин, который ранее призвал провести инвентаризацию земель Министерства обороны. В свою очередь, врио губернатора Дмитрий Овсянников оставляет себе поле для маневра. С одной стороны, он представлял Медведеву проект по рекультивации Тавроса, с другой - заявлял, что власть не должна "залезать в карман к Минобороны".

Таким образом, проект по демилитаризации Балаклавской бухты действительно есть, как и желание его осуществить у части севастопольской элиты. Однако в реальности на повестке пока стоит только вопрос о рекультивации Тавроса и превращении его в туристический центр. Между тем, оппоненты проекта уверены, что одним Тавросом дело не закончится. Некоторым группам элит приписывается желание выдавить силовиков с максимально возможной территории Севастополя.

аэропорт взлётно-посадочная полоса впп(2018)|Фото: Фото: Накануне.ru

Бельбек – гражданский аэропорт?

Кроме демилитаризации Балаклавской бухты, в списки по демилитаризации якобы входит и аэропорт "Бельбек".

Источник Накануне.RU, знакомый с ситуацией, утверждает, что несколько раз вопрос о демилитаризации аэропорта "Бельбек" поднимался врио губернатора Севастополя Дмитрием Овсянниковым на совещаниях самого разного уровня.

При этом если проектировщик демилитаризации "Бельбека" известен – это немецкая авиакомпания "Люфтганза", то заказчик – нет. Впрочем, эта идея порой приписывается Алексею Чалому. Смысл – появление в Севастополе собственной международной авиагавани. В настоящий момент единственные воздушные ворота в Крым – Симферополь, а это другой субъект РФ. Доходы от туристического потока через cимферопольский аэропорт идут в бюджет Республики Крым, а не в бюджет Севастополя.  

Вскоре стало известно, что серьезные инвестиции пошли в модернизацию аэропорта в Симферополе, и это серьезно затормозило лоббистов идеи демилитаризации Бельбека, но пыл их не умерило.

Взятие аэродрома в Бельбеке|Фото:

По словам источника, знакомого с ситуацией, на совещаниях по Бельбеку основной аргумент против гражданского сектора — отсутствие реального инвестора под проект. Заявляется, что он есть, а на самом деле его нет. Кроме того, Овсянникова просят позаботиться о компенсации инвесторам в аэропорт Симферополя, с учетом того, что там стройка разворачивается под конкретные расчеты потока туристов. Но проект гражданского сектора "Бельбека" продолжают лоббировать.

Отметим, что в отличие от горы Таврос, Бельбек является действующим военным объектом, имеющим стратегическое значение.

севастополь(2014)|Фото: Фото: Накануне.ru

Демилитаризация энергетики Крыма?

В феврале этого года Алексей Чалый объявил, что пилотный проект EnergyNet скоро стартует в Севастополе. Его оппоненты уверены, что он станет еще одним проектом по демилитаризации Севастополя. На этот раз это касается уже не территории, а энергетики.

EnergyNet — это проект так называемой "умной сети", основанной на новомодной технологии "интернета-вещей". Да, блокированный санкциями со всех сторон Крым оказался не чужд прогрессу и свои поклонники разработчиков из Силиконовой долины обнаружились и на полуострове. Тем более, что до воссоединения с Россией на Украине Крым считался одной из территорий, где активно развиваются IT-технологии. После "ухода" в Россию в крымском IT мало что изменилось, кроме того, что тем, кто удаленно работает с западными заказчиками, пришлось сменить прописку и переехать в Краснодар или Ростов-на-Дону. По мысли Чалого, внедрение позволит снизить себестоимость потребляемой электроэнергии и повысить надежность электрических сетей, их качество и доступность. Грубо говоря, речь идет о чипировании электроприборов. В результате регулировать потребление электроэнергии будут интеллектуальные самообучающиеся системы, связанные друг с другом через Интернет. У проекта сразу две пилотных площадки. Одна из них находится в Севастополе, другая в Калининграде и уже запущена.

Критики Чалого отмечают, что подобный проект — это уже настоящее в тех европейских странах, где есть четкая зависимость от поставок основных энергоресурсов. Но это проект утопический и чрезмерно виртуальный для российских реалий. Кроме того, подобная система не сможет ни заменить существующую, ни тем более являться самостоятельной энергосистемой, например, для обеспечения кораблей Черноморского флота. Любопытно, что главным партнером "EnergyNet" стал венчурный фонд Bright Capital, якобы связанный с человеком, который может являться тезкой министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова через одну из четырех "дочек" фонда BC Energy. Рабочую группу проекта возглавляет некто Борис Рябов, управляющий партнер фонда Bright Capital, выходец из компании RU-COM, которая принадлежала Абызову до вступления в должность в кабмине. Кстати, Чалый стал заместителям руководителя рабочей группы. 

"С моей точки зрения, такое количество проектов, направленных на вытеснение армии и флота из Севастополя — это прямая угроза национальной безопасности. То, что Алексей Чалый везде преподносится как "герой Русской весны", дает ему определенную индульгенцию. Попробуй тронь эти проекты, ведь это проекты "героя Русской весны", и вы не можете к ним предъявить никаких претензий", — говорит эксперт Игорь Рябов. 

Безотносительно к достижениям героев Крымской весны, которые никто оспаривать не собираться, удивляться есть чему. Вместо парка "Патриот" — продвигается украинский проект застройки горы Гасфорта "Балаклава Грин". Вместо войсковой части в Балаклаве и погранчасти — "яхтенная марина", как будто для этого нет других бухт в Севастополе. На месте военного аэродрома "Бельбек" аэропорт гражданского назначения. На месте ряда участков в черте Севастополя, принадлежащих сегодня Министерству обороны, согласно проекту нового Генплана — застройка и "благоустройство". Вынос мощностей Черноморского флота из Севастопольской бухты на окраины города — согласно тому же проекту.

Хотя эти проекты имеют вполне рациональную экономическую основу, но у них есть и другие общие черты. Одно из слабых мест — предполагаемое участие в них украинских инвесторов. И в проекте "Балаклава Грин", и в проекте по демилитаризации аэропорта Бельбек, по утверждениям критиков, "видны уши" Вадима Новинского и его украинских партнеров. Чтобы ни имелось в виду под "украинским реваншем", по факту украинское присутствие в Крыму действительно увеличивается. Это не только олигархи. Как писало Накануне.RU, в команду нового врио губернатора Севастополя пригласили политтехнологов, работавших с Юлией Тимошенко.

Такое ощущение, что у севастопольской администрации нет четкой стратегии развития, отсюда наспех, без общественного обсуждения появляются такие проекты, лишь бы привлечь в регион федеральные или частные деньги. Привлечение средств — бесспорно, дело полезное и нужное, однако, надо полагать, что решение о том, быть Севастополю и Балаклаве центром элитного туризма или укрепляться как военной базе, нельзя принимать без учета мнения и остальных героев Крымской весны — народа Севастополя. В конце концов, речь идет о стратегической безопасности, что является компетенцией федеральных структур и главнокомандующего, и очевидно, что местные элиты забегают вперед паровоза. Все это не может не раздражать жителей города русской воинской славы и не может не порождать конфликты, а в условиях жесткой избирательной кампании за кресло главы Севастополя, городу, к сожалению, грозит вхождение в список одного из политически нестабильных регионов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС