17 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC17vA
Здесь http://perevozki.youdo.com/krasnoyarsk/musor/ - подробности...
Рефрижераторные перевозки - http://perevozki.youdo.com/samara/refrizheratornye/
Ремонт механизма дивана-книжки - http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/flatbook/.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Заробитчане" с Украины увозят из России миллиарды долларов

Численность украинских трудовых мигрантов в России уже в "домайданный период" была весьма высока. При этом из примерно 2 млн "заробитчан" половина работали на нелегальной основе, без соответствующего оформления документов. В 2013 г., как заявил глава ведомства Константин Ромодановский, граждане Украины заработали в России порядка $27 млрд.

Одновременно гастарбайтеры в последние годы активно "спонсировали" свою страну - согласно данным НБУ (Национального банка Украины), доля денег гастарбайтеров в ВВП Украины по итогам 2015 г. составила 5,7%, до Майдана этот показатель был 4,1%. За весь 2015 г. украинские гастарбайтеры перечислили Украине $5,1 млрд – этот показатель превысил прямые зарубежные инвестиции.

Однако нужно отметить, что постоянно проживающих граждан Украины на территории Российской Федерации до 2014 г. было немного. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), их численность на 2010 г. составляла менее 100 тыс. человек (по этому показателю Россия "отставала" от Италии, Германии и Чехии, где существовали более многочисленные колонии "стационарных" украинских мигрантов).

В то же время миграционные потоки из Украины в Россию были гораздо более многочисленными, просто большинство украинских граждан работало "вахтовым методом" с учетом сопредельности территорий двух стран. Это опять же не создавало серьезных миграционных перегрузок для россиян, которые не воспринимали "временно прибывающих" украинцев как конкурентов на рынке труда и опасных претендентов на "блага" коренного населения. Особенно с учетом достаточно благоприятного экономического фона "тучных нулевых" и даже последующих лет.

Путин, Крым, Послание|Фото:Вести

Ситуация кардинально изменилась в 2014 г. после киевских событий Майдана № 2 и реинтеграции Крыма.

Во-первых, впервые за весь постсоветский период отношения двух стран перешли из состояния относительного партнерства в состояние открытой вражды, что не могло не вызвать взаимного недоверия со стороны украинцев и россиян.

Во-вторых, несмотря на то, что трудовая миграция из Украины в Россию все-таки сохранилась, тем не менее, после 2014 г. отношение к приезжающим "заробитчанам" со стороны властей РФ существенно изменилось, причем однозначно в худшую сторону (ужесточение сроков пребывания на территории Российской Федерации, более жесткий паспортный контроль, "отсев" участников АТО и прочее).

В-третьих, стремление нового киевского руководства подавить сопротивление ДНР и ЛНР военным путем спровоцировало затяжной и кровавый вооруженный конфликт, который в 2014-2015 гг. привел к массовой миграции на территорию России беженцев с территории Донецкой и Луганской областей. По данным ООН, общее число уехавших из так называемой "зоны АТО" составило 2 млн человек. Из них почти 660 тыс. человек официально зарегистрировались в России, еще 81 тыс. - в Белоруссии. Количество людей, которые выехали с Донбасса в другие регионы Украины, составляет примерно 1 млн 228 тыс. человек.

Однако данные по беженцам российской стороны достаточно серьезно отличаются от вышеприведенных цифр ООН, которыми одновременно оперирует и Киев. Так, замминистра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов в 2015 г. заявил, что с начала вооруженного конфликта на Украине Россия приняла 1,1 млн беженцев.

При этом для Российской Федерации подобная нагрузка оказалась достаточно затратной. В 2014-2015 гг. из российского бюджета было выделено более 36 млн руб. только для распределения украинских беженцев по субъектам Российской Федерации. Более того, беженцам не определяли строго регион проживания, а чаще всего учитывали их пожелания. Соответственно, для перемещения по стране им выделялась единовременная выплата на покупку билетов.

Особенно активно принимали беженцев с Украины следующие регионы: Ставропольский край, Приморье, Калужская, Саратовская, Смоленская, Тульская, Волгоградская, Омская области, Башкирия, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Новосибирская области, ряд сибирских субъектов. При этом кто-то предпочитал статус беженца и сохранял украинское гражданство, надеясь вернуться обратно, кто-то стремился получить российское гражданство и осесть в РФ. Всего же на 1 января 2016 г. в России находилось 2,5 млн украинских граждан, из которых почти 1,4 млн проживали временно либо постоянно. Около 400 тыс. из них было предоставлено право на временное убежище. 

беженцы, Ростов, Украина, палаточный лагерь|Фото: Накануне.RU

При этом россияне к беженцам относились и относятся неоднозначно. Если в 2014 г. доминировал тренд на их однозначную поддержку, то позже ситуация стала несколько меняться. Во-первых, зачастую мигранты из Донецка и Луганска воспринимались не как "новороссы", а как украинцы, соответственно, на них переносился негатив, генерируемый в отношении Киева официальными российскими СМИ.

Во-вторых, многие из беженцев таковыми по сути не являлись, нередко они приезжали как вполне состоятельные туристы и даже отказывались от материальной помощи федеральных и региональных властей РФ. Зачастую "донецкие" вели себя достаточно самоуверенно, а то и надменно, рассматривая свое пребывание на территории России как вынужденную необходимость "перекантоваться" и избежать участия в гражданской войне.

В-третьих, в условиях кризиса такого рода беженцы стали восприниматься некоторой частью россиян (особенно в Крыму) как конкуренты на рынке труда. В итоге число однозначных позитивных оценок беженцев с Донбасса существенно снизилось, а 14% отечественных респондентов требуют ограничить их проживание на территории России.

Особое неприятие у россиян вызывали и вызывают беженцы с Донбасса мужского пола мобилизационного возраста. Достаточно распространенной является точка зрения о том, что этих "здоровых лбов" нужно выдворить обратно, чтобы те не отсиживались в тылу, тогда как в ДНР и ЛНР воюет значительное число российских добровольцев.

Справедливости ради нужно отметить, что для большинства беженцев с Донбасса (особенно для жителей городов, где велись активные боевые действия) пребывание на территории России оказалось не слишком комфортным. Определенные поблажки для них со стороны российской власти были, однако в условиях социально-экономических затруднений и формального действия минских соглашений, предполагающих восприятие беженцев как граждан Украины, поддержка носила достаточно скромный характер.

Так, например, для расселения предлагались старые гостиницы и общежития с весьма "спартанскими" условиями проживания. Этот вариант выбрали лишь 10% беженцев, остальные 90% были вынуждены снимать жилье. Также у многих возникли проблемы с регистрацией по месту проживания или регистрацией по месту пребывания. А без этого вынужденные мигранты с Донбасса оказались в "подвешенном" состоянии - ни статуса, ни легального трудоустройства.

Еще одной проблемой стало медицинское обслуживание. Лечение для беженцев - такое же платное, как и для всех иностранцев. За исключением тех, кто смог устроиться на официальную работу и платить налоги в соцфонды. Сложнее всего приходится тем беженцам Донбасса, у кого в семье есть инвалиды и тяжелобольные, нуждающиеся в срочном лечении.

Не бесплатно делаются нотариальные переводы необходимых документов. Также отныне беженцам нужно сдавать экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства. При этом расценки на эти услуги весьма затратные: для приема в гражданство РФ — 6 тыс. руб., для трудовых мигрантов — 4,9 тыс. руб., для получения вида на жительство — 5,3 тыс. руб., для получения разрешения на временное проживание — 5,3 тыс. руб.

ДНР, ЛНР, Донбасс, флаг, новороссия|Фото: ИА Новороссия, Dawid Hudziec

Тем не менее, расходы России на прием и обустройство соотечественников из Донбасса оказались достаточно высокими. Особенно это касалось 2014 г., когда в разгар боевых действий население Донецкой и Луганской областей в массовом порядке стало переезжать и переходить на территорию Российской Федерации. Для их приема были развернуты палаточные городки на территории Крыма и Ростовской области, активно выдавалась гуманитарная помощь, оказывалось содействие в переезде вглубь страны. В итоге наплыв беженцев из юго-восточных регионов Украины обошелся России примерно в 4 млрд руб. Такая цифра фигурировала в докладе главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, выдержки из которого появились в прессе в сентябре 2015 г.

В то же время, в 2015 и особенно в 2016 гг. происходил процесс возвращения беженцев из России в Донбасс. Во-первых, интенсивность боевых действий снизилась (за исключением некоторого периода лета 2016 г.), так что те, кто отбыл в РФ, спасаясь от войны, успокоились и вернулись на родную землю. Во-вторых, относительно наладилась социально-экономическая жизнь в ДНР и ЛНР, стали выплачиваться (пусть и скромные) зарплаты и пенсии, заработали многие предприятия. В-третьих, сказался региональный патриотизм, свойственный жителям Донбасса. Однако в настоящий момент угроза хаоса и возобновления, а то и разрастания конфликта на территории Украины сохраняется.

И тут имеются несколько реальных вариантов, при которых Российская Федерация повторно станет прибежищем для сотен тысяч, а то и миллионов украинских граждан. Например, произойдет социально-экономический крах Украины, ее власти выпустят из-под контроля ситуацию в стране, начнется неконтролируемый "парад суверенитетов" (сперва в духе "федерализации", а затем в "сепаратистском" ключе), развернется масштабная гражданская война "всех против всех".

коллаж, Порошенко, Украина, график, экономика, протест, митинг|Фото: Накануне.RU

Такое развитие событий возможно в том случае, если США, являющиеся в настоящий момент главными "кураторами" и гарантами политического режима Порошенко, не уследят за внутриэлитными противоречиями или прекратят дотировать Украину "тактическими" займами, нацеленными на поддержание "прожиточного минимума" в экономике и социальной сфере.

Уже сейчас страна находится в непростом положении, бреши в бюджете не способны закрыть зарубежные кредиты, а граждане все активнее участвуют в "социальных" акциях протеста. Согласно отчету МВФ, в первой половине 2015 г. спад на Украине составил почти 16% - "в дополнение к сокращению производства почти на 10% за вторую половину 2014 г.".

Одновременно в стране возросла инфляция - к концу 2016 г. примерно до 13%, во многом "из-за повышения тарифов на газ и тепло". Серьезным ударом по украинской экономике явился ее разрыв с Россией, который, даже по словам президента Украины Порошенко, нанес ей урон в $15 млрд (а реально гораздо больше).

Одновременно на Украине произошло сокращение экспорта в отношении России за первые пять месяцев 2016 г. на 36,2% по сравнению с 2015 г/, а с Казахстаном - на 46,2%. Крайне обременительными для населения страны, привыкшего за предыдущие годы к низким ценам на ЖКХ, оказались новые тарифы, которые поставили многие домашние хозяйства на грань выживания.

Более того, с 1 января 2017 г. на Украине разрешается повышать коммунальные платежи на 3% ежемесячно - соответствующее постановление приняла комиссия государственного регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг.

Одновременно резко выросла доля проблемных кредитов на Украине - до 26,1% (по официальным данным), а по мнению экспертов, уже достигла половины от всех кредитов. Катастрофической является ситуация с пенсионным обеспечением, что признают даже украинские СМИ.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Все это может привести к всплеску протестных настроений и даже к "тарифному Майдану", что, правда, не будет означать возвращения к власти умеренных сил. Однако привести к достаточно массовой миграции украинцев в Россию социально-экономическая катастрофа может (равно как и в Европу). Особенно это будет касаться сопредельных с Российской Федерацией регионов Украины (Харьковской, Херсонской, Донецкой, Луганской и Сумской областей). В этом случае РФ нужно ожидать трудовых мигрантов численностью 200-300 тыс. человек, а также примерно столько же тех, кто прибудет "на постой" к своим российским родственникам.

О росте протестных настроений свидетельствуют последние соцопросы, проводившиеся в августе 2016 г. на Украине. В частности, они выявили значительное число граждан, которые "проели" имеющиеся ресурсы и испытывают серьезные материальные затруднения. В то же время ожидать спонтанного "социального взрыва" на Украине не стоит. Во-первых, слишком высока инертность украинского общества, утомленного предыдущими "бурными" годами. Во-вторых, нужно делать поправку на "крестьянский менталитет" большинства жителей страны, которые нередко в ходе проведения соцопросов предпочитают "прибедняться" и гиперболизировать свои материальные затруднения.

Однако нельзя исключить того, что недовольством населения могут воспользоваться украинские олигархические группы, которые постараются на волне "народного гнева" реализовать революционный сценарий (например, это касается "затаившейся" Тимошенко и "опального" Коломойского). Тогда у "Майдана № 3" появятся шансы на успех, а экономика страны окончательно "просядет", пишет КМ.ру.

Авторы статьи:

Главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", доктор исторических наук, профессор Галас М.Л.

Декан Факультета социологии и политологии ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", кандидат политических наук, доцент Шатилов А.Б.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС