25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBgS6z
Юду: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/: лучшие цены по ссылке.
Юду: http://remont.youdo.com/repair/bathroom/other/bregnevka/, подробное описание здесь.
Услуги на YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/dlv/small/ можно найти здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество За рубежом

Марокко: в плену французского колониализма

Достаточно часа, чтобы из Испании на пароме добраться до королевства Марокко, но достаточно ступить на африканскую землю, как понимаешь, что их разделяют века. Нет-нет, порт Танжера вполне на уровне, у стенок огромные балкеры, на причале – сотни французских "Рено", только что доставленные из Марселя, действуют современные портальные краны – жизнь кипит. По побережью ведется промышленное строительство – инвесторы обустраивают свободную экономическую зону, устроенную в расчете на хорошие доходы. Неплохое впечатление производит овеянная еще древними легендами Касабланка, ныне индустриальный мегаполис, шестимиллионное население которого собирает автомобили и бытовую технику, производит удобрения и бумагу, парфюмерию и одежду, куда съезжаются оказавшиеся не у дел многочисленные потомки феллахов (крестьян), но город – порт не резиновый, удовлетворить всех безработных (20% трудоспособных в 40-миллионной стране), увы, не может.

Эти бедолаги устраивают трущобные кварталы на окраинах, сюда посторонним, кстати, заходить не рекомендуется, прежде всего это относится к чужим белым. Что такое демографический капкан, в который попало королевство, понимаешь в удивительном Фесе, к основанию которого приложили руку древние римляне, построившие неподалеку Волюбилис – восточную сказку, руины многочисленных дворцов и храмов до сих пор восхищают туристов со всего мира.

Истории Марокко знает четыре столицы, и ни у одной нет такой славы, как у Феса. Это духовный и религиозный центр, достаточно привести один факт - университет здесь беспрерывно действует с восьмого века (Болонский, первая высшая школа в Европе, на триста лет младше), именно благодаря трудам в том числе и его муаллимов многие шедевры античного мира стали известны в Старом Свете, мостиком послужили исламские государства, созданные на Пиренейском полуострове.

В новое время ислам утратил ведущие цивилизационные позиции и во многом превратился если не в тормоз развития, то, как минимум, мало способствовал прогрессу исламских государств. Все это наглядно демонстрирует и Фес. Тут более миллиона жителей, но добрая половина "заточена" в медине – старом городе, обнесенном высокой средневековой каменной стеной. Наши сопровождающие предупредили: не дай господь оторваться от группы, в лучшем случае выбираться придется не один день, в худшем – за жизнь заблудившего не дадут и ломаного гроша, в его лабиринтах можно спрятать целую дивизию вместе с вооружением, правда, для этого придется расширять некоторые улицы, рассчитанные самое большее на вьючного ишака.

Средневековая медина Феса уникальна, не случайно внесена ЮНЕСКО в список мировых культурных ценностей. Ее лабиринты – спасение от палящего солнца, тысячи ювелиров, граверов, краснодеревщиков, золотошвей корпят над шедеврами, которые попадают в лучшие ювелирные салоны Парижа, Нью-Йорка и Милана, причем работают по эскизам, составленным их предками в пятом – десятом поколении. Тут только мечетей около трехсот, многие поражают своей изысканностью. Множество людей за всю жизнь так и не выходят за ее пределы, хоронят их тоже рядом на склоне холма. Удивляет обилие детей на узеньких улочках – и это тем более удивительно, что учебный год идет вовсю и они должны сидеть за партами. Дважды лазил по его улочкам, встретил десятки молельных домов – но ни одной школы. Следует признать: образование тут, в отличие от средневековья, далеко не на первом месте.

Марокко|Фото: Накануне.RU

Марокко занимает особое место в сотрясаемом катаклизмами более чем 300-миллионном арабском мире, это некий островок спокойствия. Если в Каире европейцу вообще запрещено появляться на улицах без охраны, то в Рабате, марокканской столице, днем вполне безопасно, спокойно гуляли группой даже по ночному центру.

В соседнем Алжире до сих пор дают себя знать рецидивы кровопролитной гражданской войны, трагедия в Ливии, Ираке и Сирии разворачиваются на наших глазах, далеко до стабилизации в Тунисе и Египте. Здесь же, на западном берегу Африки, ничего подобного не было, что и давало неплохие шансы для развития. В конце минувшего века экономика росла неплохими темпами – до 6% ежегодно, но затем темпы, как и во всем мире, упали, Запад и прежде всего Соединенные Штаты, на которых вот уже около 20 лет делает ставку король Мухаммед VI, не оправдывают надежд, положение простого люда осложняется, душевой доход – около 3 тыс. долларов – снижается, число занятых в сельском хозяйстве растет и уже подходит к половине трудоспособных.

Монархии пока удается поддерживать спокойствие во многом за счет авторитета королевской власти (монарха здесь любят, он уже 23–й король в династии Алауитов, сумевшей за четыре века провести "корабль" через множество "рифов" и испытаний, здесь ставку делают на взвешенность в политике, стремления обходить острые углы и не вмешиваться в международные авантюры. Однако с ростом проблем напряжение растет, и это чревато социальным взрывом, подорвавшим развитие Туниса, Египта и иных арабских стран. Менеджер транспортной компании Ахмет, с которым познакомился, горестно вздохнул: трудно прожить на зарплату в 200 долларов, когда в семье трое маленьких детей и жена к ним "привязана".

В Марокко, как почти в любой исламской стране, семьи тоже многодетные (детей столько, сколько дает Аллах, а он не скупится, в иных семьях до десятка), зарплаты на уровне литовских и даже ниже двухсот долларов, но на последних октябрьских парламентских выборах правящая умеренно - исламская партия сохранила свой приоритет над остальными, что в обществе расценили как поддержку правящей династии и мандат на продолжение курса, который избавляет страну от трагедий типа сирийской или иракской, а также социальных программ.

Марокко|Фото: Накануне.RU

Ее результаты видны даже в самых глухих уголках по ту сторону Атласских гор, в пустыне Сахара, где нередки новостройки из железобетона (не очень популярные у туарегов) или традиционного самана – глины, перемешанной с соломой. Государственная программа помощи нуждающимся включает также дешевые кредиты на строительство дома или приобретение квартиры, власть контролирует цены на хлеб, сахар, масло и некоторые другие основные продукты. Кстати, нечто подобное уже давно практикуется во многих странах Запада, где доля бедных стабильно держится у черты в 25%, этим семьям в, допустим, США, кроме пособия на детей, выдаются талоны на приобретение в сетевых супермаркетах продуктов. В этом плане африканская монархия выглядит предпочтительнее тех же прибалтийских "демократий", где о подобной заботе о обездоленных и не задумываются и где их число значительно больше среднеевропейского, такая нелюбовь к согражданам и объясняет не в последнюю очередь массовое бегство – здесь в ходу термин "эвакуация" - литовцев, латвийцев и эстонцев за кордон.

Однако положительный итог выборов не должен успокаивать власти, они не отменяют необходимости остановить падение жизненного уровня, принявшего в последние годы устойчивый характер, задачи по развитию промышленности, выведения аграрной страны в индустриальные. Главная ошибка короля и парламента в том, что они равняются на Соединенные Штаты, которые просто не заинтересованы в промышленном развитие края. В пустыне голливудские киношники выстроили огромные съемочные павильоны, где сняты известные приключенческие фильмы, они платят за эксплуатацию неплохие деньги, но эти миллионы не могут заменить помощь серьезными инвестициями и современными технологиями, без которых о развитии вряд ли можно говорить.

Еще один серьезнейший тормоз – образование. Колониальное прошлое крепко держит страну за фалды сюртука, достаточно сказать, что почти треть детей школьного возраста, эти наследники первого в ойкумене университета, не умеют читать и писать и вообще не посещают школу, а добрая половина школьников покидает учебное заведение после пятого класса. Колониальное наследие привело к тому, что в большинстве школ французский (немногим более полувека назад Марокко освободилось от Франции – колониальной империи) и другие европейские языки изучаются даже тщательнее, чем арабский, а в большинстве вузов и колледжей они являются основными.

Знание языков открывает выпускникам вузов дорогу в Европу, где условия в разы лучше местных, потому врачей, например, на большую страну всего 17 тыс., этого количества, естественно, остро не хватает, хотя готовят докторов достаточно. Но это не единственный недостаток, иностранщина (тут охотно приглашают преподавателей из-за границы) забивает национальное образование и культуру, ставит их в подчиненное положение. Чиновники, офицеры полиции, деловые люди предпочитают общаться даже между собой на французском, считая местные диалекты не комильфо (похожее, вспомним, было в России во времена Пушкина, аристократы тоже стеснялись отечественного наречия, считая его языком прачек и конюхов)., и чем раньше покончат марокканцы с неоколониализмом, тем скорее начнется развитие, в том числе и культурно-образовательное.

Убежден: Америка в этом им плохой помощник.

Марокко|Фото: Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС