16 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBXgyP
Услуги сервиса: http://remont.youdo.com/plumbers/water-filters/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

Александр Проханов: Годовщину событий у Дома Советов я встречаю без уныния

Один из защитников Белого дома в 1993 году, писатель, редактор газеты "Завтра" Александр Проханов в годовщину столкновений в Москве рассказал Накануне.RU о том, почему он не теряет оптимизма и верит, что победа патриотической оппозиции спустя 20 с лишним лет будет окончательной, и не состоится либерального реванша.

Вопрос: Очередная годовщина событий у Белого дома в 1993 году - как воспринимаете ее спустя все это время?

Изборский клуб Проханов|Фото: Накануне.RU

Александр Проханов: Разгром оппозиции в 1993 году у Дома Советов оказался катастрофическим. "Завалили" практически все организации, которые в ту пору существовали. Арестовали всех лидеров. Была сломлена воля как оппозиционных движений, так и народа в целом. Танковые выстрелы по Белому дому загнали свои болванки в подкорку людей. Казалось, что либералы торжествовали, что чудовищный факел, который они зажгли в центре Москвы, – это символ их победы.

Под аккомпанемент танковых выстрелов была принята глубоко либеральная Конституция, состоялись первые выборы в Госдуму, на которых либералы же должны были победить по всем признакам. Однако Госдума была в итоге патриотическая. Это был феномен, который всех поразил. Почему кровь, страх, ненависть, доминировавшие в политике, культуре, СМИ, не привели к победе либералов на тех первых выборах?

С тех самых пор либералы медленно, но неуклонно отступают. Побеждают идеалы, за которые сражались баррикадники Дома Советов. На сегодняшний день в России либеральные фрагменты еще очень сильны, но они сжимаются, и их все меньше. Соединение с Крымом, поддержка Донбасса, наращивание патриотических СМИ, создание патриотических групп в Госдуме – все это не предусматривалось тогда, в 1993 году.

Несмотря на то, что России сейчас очень тяжело, ей предстоят мучительные перемены, но в результате преобразований и реформ патриотическое, историческое сознание народа и истеблишмента будет только усиливаться.

Годовщину событий у Дома Советов я встречаю без уныния и думаю, что наше дело, за которое мы погибали в 1993 году, в итоге победило.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Александр Андреевич, а какие у Вас основания для оптимизма, почему Вы считаете, что либерального реванша не случится?

Александр Проханов: Либеральный реванш может быть в виде распада России. Но все тенденции говорят нам, что происходит сдерживание этой дисперсии, разрушения, разложения.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Со стороны патриотов идет наращивание силы в общественном сознании, но если это кончится, то власть возьмут другие силы – противоположные. Реванш возможен, реванш очень пугает. Однако, как уже было не раз, русское государство, пройдя самые страшные периоды своей истории, выходит на кривую роста.

Вопрос: Чему учит современников опыт защитников Дома Советов 1993 года?

Александр Проханов: Это событие – окровавленная икона. Икона 1993 года. Икона патриотической оппозиции. Это было время, когда оппозиция была единой: белой, красной. На баррикадах были коммунисты, монархисты, православные, мусульмане, курды, язычники. Это был синтез. И эта икона – она и сейчас должна вдохновлять нас на единые действия.

Вопрос: А насчет судьбы самих защитников, почему они сейчас забыты?

Александр Проханов: Я – защитник. Я не забыт. Руцкой – защитник, и тоже не забыт. Хасбулатов? Он тоже не забыт. Все - в относительном порядке.

Расстрел парламента, 4 октября 1993 года|Фото: artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/2498

Многие из тех людей, которые сражались там, просто разошлись, но очень часто меня встречают на остановках, в аэропортах, говорят: "Вы помните меня, мы встречались в 1993 году?" Они не забытые. Персонально мало кто из них фигурирует на первом плане нашей политики, но их дело продолжается.

Вопрос: У них же нет никакого статуса, нет поддержки государства?

Александр Проханов: Вот Шаргунов (писатель, депутат Госдумы седьмого созыва от КПРФ Сергей Шаргунов, - прим. Накануне.RU) внес законопроект, я думаю, что она теперь появится.

***

От редакции. Кровавые октябрьские события 1993 года в Москве стали следствием конституционного кризиса 1992. Итогом противостояния ельцинской команды управленцев и депутатов Верховного совета РФ, которые в том числе выступали против экономической программы Кремля, стали две попытки импичмента Ельцину в парламенте. Первый раз депутаты попытались отрешить президента от должности в марте 1993 года (им не удалось набрать всего-то 81 голос при общей численности 1068 делегатов), второй раз - 21 сентября 1993, тогда депутаты отреагировали импичментом на знаменитый указ №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Теперь Кремль не стал ждать, объявив, в нарушение действовавшей тогда советской Конституции 1978 года, парламент РФ распущенным, здание Дома Советов окружила милиция и ОМОН. Вплоть до 2 октября ситуация вокруг Дома Советов накалялась, с конца сентября к Белому дому стекались защитники, вскоре все перешло в кровопролитие.

"Утром я поехал в Кремль. Ощущение беспокойства не покидало меня всю ночь. Белый дом, хоть и окруженный милицией, ОМОНом, все равно представлял страшную угрозу Москве. Я принял решение. О нем не знает никто. Больше такого парламента у России не будет", - писал Борис Ельцин в своих мемуарах.

Первые выстрелы прозвучали 3 октября на Новом Арбате, где протестующие после митинга решили прорваться к Дому Советов и мэрии Москвы, им удалось смять оцепление. По приказу Ельцина, якобы прилетевшего в Кремль на вертолете, сотрудники милиции и ОМОН открыли по демонстрантам беспорядочный огонь из пистолетов и автоматов. Поверх голов стрелял крупнокалиберный пулемет БТР. Среди митингующих появились пострадавшие. Также были убиты два сотрудника милиции. Последующее заключение комиссии Госдумы сделало вывод, что они погибли под выстрелами своих сослуживцев. На помощь митингующим от Дома Советов пришла группа вооруженных автоматами активистов. Завязалась стрельба. Ельцин объявил в Москве чрезвычайное положение. В столицу были введены внутренние войска. Протестующие пошли к Останкино, чтобы потребовать прямого эфира, в котором им было отказано. При штурме телецентра завязалась новая кровавая перестрелка. В результате уже к девяти вечера протестующие отступили к Дому Советов.

Ночью 4 октября Ельцин отдал приказ на штурм Дома Советов. Утром у Дома Советов завязался бой, по парламенту вели огонь несколько БМП, БТР и танки. Штурм завершился к обеду. Защитники Белого дома начали покидать горящее здание.

5 октября Конституционный Суд РФ, ранее признавший незаконным указ №1400, выступил с заявлением о сложении с себя функции проверки конституционности нормативных актов и международных договоров.

По версии следствия, основную часть погибших составили случайные гражданские жертвы, среди которых были дети, а также сторонники Верховного Совета, прибывшие за защиту Дома Советов. Военнослужащих и сотрудников милиции погибло якобы в три раза меньше, чем гражданских. Всего 3-4 октября на улицах Москвы погибло, только по данным следствия, 124 человека и 348 было ранено.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС