29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBeyFY
Юду: http://perevozki.youdo.com/kazan/pereezdy/tag/mebel/ - смотреть здесь.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/tonar/, выбирай нас!
Здесь http://remont.youdo.com/furniture/repair/other/italyanskoy/ можно найти здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

Дальний восторг инвесторов

Китайский капитал пригласили в ДФО на льготных условиях

"Китай нам как родной", - под этим девизом ИННОПРОМа-2016 прошло третье российско-китайское ЭКСПО, предваряющее осенний Восточный экономический форум. Для российского Дальнего Востока приграничные провинции КНР давно стали дружественными. Сотни малых и крупных китайских компаний работают в Сахе, Приморском и Хабаровском краях, китайские инвесторы наравне с российскими становятся резидентами ТОРов, им открыт доступ к свободным портам, а региональные чиновники, поднаторевшие в китайском языке, готовы расширить список льгот в обмен на новые инвестиции. По их объему Китай пока не догнал российские компании, но уже находится на первом месте среди иностранных инвесторов.

С того момента, как президент России Владимир Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетом госполитики в стране, начали множиться институты развития федерального округа. Корпорация развития, Фонд развития, Агентство по привлечению человеческого капитала, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций - все они нацелены на привлечение денежных и людских ресурсов в регион. Не все способы "поднятия целины", предлагаемые государством, видятся разумными. Чего только стоит закон  о "дальневосточном гектаре", который изначально представлял собой схему заселения тайги – выделение земель без какой-либо инфраструктуры. К финальному чтению бесплатные земли приблизили к цивилизации, однако гарантий того, что "гектар" не обернется массовыми вырубками лесов, по-прежнему нет.

Закон о территориях опережающего развития (ТОР) в регионе – еще одна попытка придать импульс развитию. В каждом субъекте ДФО работает по нескольку особых зон, инвесторам в которых предоставляются льготы по социальному налогу, налогам на прибыль, землю и имущество (ставки значительно снижены или равны нулю). К тому же, на этих участках создана изначальная инфраструктура, что уменьшает капзатраты. ТОРы привлекали не только российских, но и иностранных инвесторов, прежде всего китайских. Компании КНР уже много лет работают в ДФО, а с появлением льготных режимов создавать производство в России им стало выгоднее, чем в Китае. На федеральном и региональном уровнях только приветствуют рвение восточного соседа вести бизнес в РФ и наращивать импорт.

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который состоится в сентябре, будут представлены первые сельхозпроекты, которые получат поддержку Российско-китайского фонда агропромышленного развития. РКФАР имеет капитал в $10 млрд (90% - китайские инвестиции) и нацелен на увеличение поставок сельхозпродукции в Поднебесную до 10 млн т. Напомним, что увеличить экспорт продукции в Китай предлагалось за счет поставок зерна, но с точки зрения продавца куда выгоднее поставлять продукцию с добавленной стоимостью, такие проекты и должен финансировать РКФАР. Один из претендентов на поддержку находится в Приморском крае. Вице-губернатор региона Сергей Нехаев на "круглом столе" с участием руководства и бизнеса приграничной провинции Хэйлунцзян рассказал, что в ТОР "Михайловский" заявлен проект строительства комплекса по глубокой переработке сои и масленичных культур. ТОР имеет сельхозпрофиль, у него уже появилось девять резидентов с перерабатывающими производствами полного цикла и объемом инвестиций в 45 млрд руб. Фонд по развитию Дальнего Востока поддерживает проект по созданию завода глубокой переработки сои в Амурской области, добавил Накануне.RU генеральный директор агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Петр Шелахаев. По его мнению, поставки продовольствия в Китай – перспективная ниша:

"Завод будет, с одной стороны, импортозамещающим проектом – это производство соевого изолята для российского рынка, с другой – имеет экспортную направленность. Для того, чтобы экспортировать продукцию глубокой переработки, нам нужно создавать перерабатывающие производства. Я знаю, что и из европейской части России идут поставки готовой продукции, это нужно развивать и на Дальнем Востоке, создавать мощности. Нам неинтересно гнать только сырье".

Пётр Шелахаев, Генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта;|Фото:

"Мы - не сельскохозяйственный регион, земель у нас мало и все они распределены, но нам интересны сельхозпроекты, связанные с переработкой", - сказал первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Юрий Чайка, презентуя инвествозможности субъекта. Одной из компаний, получивших земли в Хабаровском крае, стала японская "Джей Джи Си Эвергрин", инвестировавшая 500 млн руб. в строительство огуречных теплиц. Компания открыла первую очередь и ждет инвестиционного решения по финансированию второй, мощность будет увеличена с 3 до 6 т продукции в год. В министерстве по развитию Дальнего Востока приглашают "Джей Джи Си Эвергрин" открыть производство и в соседних субъектах, в Приморье, как и в Амурской области, инициаторами проектов переработки становятся российские холдинги.

Китайская сторона сельским хозяйством интересуется (тихую сдачу КНР земель в Забайкалье в свое время затормозила протестная волна), но делает упор на строительство трансграничной инфраструктуры, проекты в области энергетики и освоения недр. Такие акценты расставил замначальника департамента коммерции провинции Хэйлунцзян Мэн Линь. На провинцию приходится порядка 20% российско-китайского товарооборота, а компания, контролируемая предприятием "Хэйхэ", строит НПЗ в Амурской области (завод - в первой пятерке крупнейших проектов ТОРов, мощность в 6,5 млн т). Китай уже закончил строительство железнодорожного моста Тунцзян— Нижнеленинское, Мэн Линь отметил, что необходимо транспортное сопряжение не отдельных регионов, а всего маршрута Шелкового пути с коридорами ЕАЭС. В частности, строительство транспортных коридоров "Приморье-1" (Харбин — Гродеково — Владивосток/Находка/Восточный — порты АТР) и "Приморье-2" (Хуньчун-Краскино-Посьет/Зарубино – порты АТР). Оба проекта будут презентованы на ВЭФ, во втором коридоре уже присутствуют китайские инвесторы.

китай пекин(2011)|Фото: Фото: Накануне.ru

Представители республики Саха предложили китайцам зайти в другой стратегический транспортный проект – строительство моста через реку Лена. На полях ЭКСПО Корпорация развития Якутии уже договорилась о подписании меморандума по строительству с госкорпорацией China Railway Construction Bridge Engineering Bureau Group, "дочкой" Китайской железнодорожной строительной корпорации. Мост внесен в транспортную стратегию РФ, китайцы могут войти в проект на условиях частно-концессионной инициативы. Среди стран АТР Китай является стратегическим партнером Якутии, говорят представители республики.

"Мы можем помочь друг другу энергетическими и стратегическими ресурсами, промышленным потенциалом и потенциалом туристическим", - объяснил заместитель постоянного представителя республики Саха при президенте РФ Тарас Попов. Географически близкое расположение позволяет быстро реализовывать инвестпроекты, а малонаселенность территорий – 0,3 человека на 10 тыс. квадратных километров – создает дополнительные сложности в развитии производств своими силами, отметил он. Газопровод "Сила Сибири" на 90% проходит по территории Якутии.

Несмотря на готовность китайской стороны прийти на объект со своими рабочими и материалами, трубу прокладывают российские компании. Зато КНР получила региональный мегапроект по строительству двух новых кварталов в Якутске стоимостью 1,5 млрд руб. Инвесторы из Поднебесной контролируют и завод по переработке нефти и газа в Сахе с годовым оборотом $500 млн.

"Целевой рынок, на который мы, Камчатка, стремимся и на котором хотим быть конкурентоспособными - это страны АТР. До них с той же Камчатки уже рукой подать. Вот они, наши потенциальные партнеры и инвесторы. И одним из таких партнеров мы видим КНР", - сказал гендиректор Корпорации развития Камчатского края Николай Пегин.

На Камчатке находится опорный порт Северного морского пути, который тоже получил статус свободного порта. Морская часть проекта "Экономический пояс Шелкового пути" заходит в дальневосточные порты, и здесь интерес КНР – в развитии их инфраструктуры. Морские ТОРы позволяют создавать свои мощности буквально на берегу.

инфографика, Новый Великий Шелковый путь, Северный Широтный ход, Северный Морской путь, Транссиб|Фото: Накануне.RU

"Среди преференций, которые сеть у работы в ТОРах, помимо налоговых льгот, - возможность привлечения иностранных работников без ограничения", - обратился к бизнесменам КНР Пегин, об этом же говорили и представители Хабаровского края.

На вопрос, как активно китайские компании используют эту возможность, представители агентства по привлечению инвестиций в ДФО ответить не смогли. "Благодаря ТОРам создаются десятки тысяч рабочих мест на Дальнем Востоке", - лишь отметил Шелахаев. Вместе с тем, идея создавать предприятия для граждан КНР противоречит задачам агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке – обеспечить в ДФО приток жителей из других субъектов за счет высокооплачиваемых рабочих мест.

В Минвостокразвития успокаивают – иностранных работников на предприятиях ТОРов почти нет. Возможности развития производства на Дальнем Востоке министерство в Москве презентовало одновременно с обсуждением этой темы на екатеринбургском ЭКСПО. Из 60 резидентов 15 контролируются иностранцами (им принадлежит 50 и более процентов акций). Помимо Китая, это инвесторы из Японии, Австралии, Сингапура, Казахстана и Италии.

"У нас сейчас нет почти ни одного инвестиционного проекта, по которому было бы существенное присутствие иностранных граждан. Ни в одном из проектов не возникло вопроса установления особенностей по иностранным гражданам. Только в части топ-менеджеров", - сказал первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.

Представители китайского бизнеса, приехавшие на ЭКСПО, заявили, что они готовы набирать местный персонал и создавать более технологичные производства. Но власти не прилагают достаточных усилий для подготовки и обучения кадров.

китай пекин(2011)|Фото: Фото: Накануне.ru

"Мы бы хотели экспортировать из России лесоматериалы с более глубокой переработкой. Но нужна компетентная рабочая сила. Мы предлагаем правительству предпринять меры, чтобы мы могли набирать местных рабочих на такие предприятия", - выступил представитель союза лесопромышленников провинции Хэйлунцзян. В ответ он вновь услышал, что никто не запрещает привезти своих работников… Возможно, это просто трудности перевода.

Российские компании вкладывают больше инвестиций в Дальний Восток, так как они лучше знакомы с регионом, рассказал Петр Шелахаев. Среди иностранных инвесторов первое место - у Китая, но объем инвестиций станет еще больше, когда о Дальнем Востоке узнает бизнес Пекина:

"Несмотря на то, что мы соседи, частные компании просто не знают, что такое Дальний Восток, нет достаточного системного взаимодействия. Приморье и другие приграничные территории сотрудничают с провинциями, а в центральном Китае о них ничего не знают".

Первенство российские инвесторы держат за счет работы сырьевых компаний, которые получили инфраструктурные субсидии под реализацию новых проектов. "Полюс золото" вложило 100 млрд руб. в разработку Наталкинского месторождения, 10 млрд руб. выделило государство на строительство ВЭЛ к горно-обогатительному комбинату. В Якутии АЛРОСА обустраивает Верхне-мунское алмазное месторождение, емкость проекта – 63 млрд руб., в том числе 8 млрд руб. субсидий. "Колмар" (ранее совладельцем был Геннадий Тимченко, после введения санкций Gunvor продал долю структурам Андрея Бокарева) ждет одобрения Фондом развития Дальнего Востока субсидии в 7 млрд руб. на проект добычи угля на Ингалинском месторождении. Недра ДФО осваивают СУЭК (добыча угля в Хабаровском крае, инвестиции 25 млрд руб.), группа компаний "Петропавловск" (добыча золота, 42 млрд руб.). Для получения инфраструктурной субсидии вложения инвестора должны составить не менее 50 млн руб., таким образом на льготы может претендовать средний бизнес. К резидентам ТОРов требования скромнее – нижний порог инвестиций 500 тыс. руб. Несмотря на это, российские предприятия видят много сложностей в работе на Дальнем Востоке, рассказал президент группы компаний "Энергия" Сергей Гуськов:

"Исторически так сложилось, что большая часть предприятий бизнеса расположена в европейской части страны и мало кто думает о том, чтобы всерьез заняться своими проектами на Дальнем Востоке. На это есть причины. Если головной офис находится в центральной части страны, то управлять компанией на Дальнем Востоке сложно из-за большой разницы во времени. Нужен отдельный офис на Дальнем Востоке, это финансово и логистически тяжело".

В кулуарах российские инвесторы добавляют в этот список бизнес-риски, связанные с отсутствием предзаказов на Дальнем Востоке: "Там место для экспортных производств, которые ориентированы на Китай, Индию, северную Европу. Затраты на доставку продукции в другие российские регионы из Камчатки, например, сведут к нулю эффект от налоговых льгот".

"Энергия" участвует в развитии авиационного кластера в Комсомольске-на-Амуре, как резидент ТОРа компания создает производство деталей каркаса для воздушных судов. Инвестпроект, стоимостью 8 млрд руб., появился благодаря долгосрочному контракту с "Гражданскими самолетами Сухого", которые здесь же собирают "Суперджет".

"Авиационная отрасль растет, есть ряд больших гражданских проектов. Годовой заказ на "Суперджеты" – 48 судов, новые перспективные разработки – первый самолет с композитным крылом МС-21 и Ил-76, который будет производиться в Ульяновске. Это формирует спрос на услуги мехобработки, в перспективе двух лет дефицит оценивается в 8-10 млн часов, то есть нужно порядка восьми таких же производств, как наше", - рассказал Гуськов.

В Минвостокразвития не отрицают, что работа по созданию особых зон "завязана" на партнеров из стран АТР, технологические и финансовые возможности которых чиновники хотят использовать для создания рабочих мест для россиян на Дальнем Востоке, ведь стоит задача увеличить численность населения ДФО на 1 млн человек в ближайшие годы. В вопросы пресловутой "китайской угрозы" они предпочитают не углубляться.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС