29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC8r4z
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/tile/material/dikiykamen/, выбирай!
Установка розеток здесь - http://remont.youdo.com/electrician/outlet/.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

Все новое - хорошо забытое старое: галломания, аристократия, духовенство

Азбука шаблонов "Года кино" в России

Ассоциация продюсеров кино и телевидения Российской Федерации наградила лучшие сериалы России по результатам прошедшего года. Приз за режиссуру был предоставлен автору "Тихого Дона" Сергею Урсуляку. Наилучшим телевизионным фильмом была названа картина "Василиса" Антона Сиверса, дополнительный приз достался военной драме от Сергея Мокрицкого "Битва за Севастополь". Лучшим российским сериалом года был признан "Ленинград 46". Таким образом, Год кино в России грозит перерасти в год исторического кино.

Тема многострадальности нашей родины, как всегда, находит живой отклик в сердцах режиссеров, часто (есть исключения, которые только подтверждают правило) - если каким-либо образом служит доказательством, что наша история - всегда немножко история какой-то другой страны. Так, фильм "Василиса" задумывался изначально как повесть о любви между героиней "народной войны" с Наполеоном Василисой Кожиной и французским офицером (!).

"Василиса", фильм|Фото:

В пресс-релизе еще 2010 г. сказано, что фильм "призван раскрыть драму двух народов, показать многогранность человеческих чувств, для которых не существовало и не существует барьеров и границ". Оправданием такого моветона может быть только то, что на фильм просили денег в год Франции, и главный посыл – мультикультурализм и любовь народов. Но для Кожиной, жившей в 1812 г., это слабенькое оправдание постыдной интерпретации судьбы – французы разрушили деревню, сломали жизнь, мужа убили (хотя это, возможно, художественный вымысел), а она будет "крутить любовь" с врагом? Такая же история с героиней Севастополя: в жизни – замужняя женщина, в фильме оказалась в бушующем море страстей. Почему-то вся историческая правда должна обязательно держаться на ложных романах? Может быть, продюсеры считают, что никто не пойдет на хорошо сделанный правдивый исторический фильм, основанный на фактах, а вот на романтическую мелодраму "в костюмах" - народ повалит? Сомнительно, так как интереса и отклика у зрителей "Василиса" не вызвала совершенно. Как и другие российские псевдоисторические поверхностные мелодрамки.

Василиса фильм|Фото: ovideo.ru

Продюсеры почувствовали, как поменялась политическая атмосфера и сценарий переписали, оставив капитана Блие (французика), но тайно влюбленным в русскую партизанку, которую, кстати, играет Ходченкова - актриса совсем не с внешностью крестьянки. Чтобы фильм был удобоваримым, историю о воительнице из народа приправили и аристократичной внешностью, и аристократическим любовником – теперь он хоть не француз, но зато барин, граф Иван Рокотов..

"Василиса", фильм|Фото:

Героиня Народной войны 1812 г. - старостиха в Сычевском уезде, по задумке авторов фильма, превратилась в "барышню-крестьянку"

Партизанское движение таких масштабов для французов – дело немыслимое, непонятное – это хорошо отражено в фильме. Но познакомившись с Народной войной 1812 г., они так ничему и не научились. Разность менталитетов - чуть больше, чем через 100 лет они сдались Гитлеру, сражаясь всего 40 дней - такой срок обычно берут барышни, чтобы подумать о сделанном им предложении – и Франция "согласилась лечь под немцев". Но теперь они рассказывают про какое-то Сопротивление. Подать немцу чуть-чуть остывший кофе в ресторане, вот это было "народное сопротивление" Франции. Бросаться на вооруженную подводу французов с горящими бочками – это "народное сопротивление" по-русски, которое (в одной отдельно взятой деревне) возглавляла простая русская баба Василиса Кожина. Хотя Ходченкова совершенно не подходит на роль "простой русской бабы", все же она смогла показать настоящий характер.

Василиса фильм|Фото: ovideo.ru

В "Василисе" поднимается очень интересная тема русской аристократии, той самой, над которой посмеивался Лев Николаевич в своем бессмертном романе – бороться для них значило отказаться от французской речи, что давалось тяжело (то есть еще хуже, чем подать остывший кофе). В картине хорошо показана пропасть между малочисленной элитой и тем самым народом, который и сегодня с правящей тусовкой, - по традиции это объясняют его темнотой, - не согласен. Умствующие аристократы от земли даже ждали Наполеона, чтобы он "дал свободу" крестьянам.

Складывалась невероятная картина – враг пришел на русскую землю, а феодал не собирался даже с ним бороться. Офицеры начинают грабить дома крестьян и насиловать женщин, и вдруг "темный народ" понимает, что как-то и не очень-то и хочется им этой свободы. Самый сильный эпизод - староста с женой (Василисой Кожиной) идет за помощью к своему барину: "Павел Сергеевич, как отца родного просим, защитите, спасите ваших рабов, Макара и Авдотью Зыковых с детьми. Убили они трех "супостатов".

Вот те раз, француз на русской земле - один пытался изнасиловать дочь крестьянина (а скольким еще удалось?), а барин говорит:

– Что? Да вы понимаете, что теперь будет?! О господи, какая дикость! От меня-то вы чего хотите?
- Не отдавайте французам, они же казнят сразу.
- Что значит не отдавайте? Они же французов убили!

Без комментариев.

"Василиса", фильм|Фото:

Галантные французы были не готовы к народному сопротивлению

Когда Кожина понимает, что защитить их от "цивилизованной Европы" некому, рождается "народная война". Несомненно, не вся аристократия того времени выступила, как "пятая колонна", но француз им был ближе, чем какой-то Макар Зыков, это факт. Интересно, что когда власть решила как-то официально организовать партизанщину, первым, кто чуть не пострадал, был сам Денис Давыдов:

"Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одежу схожо". — "Да разве я не русским языком говорю?" — "Да ведь у них всякого сбора люди!" Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но и приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным", — описывал происходящее сам Давыдов в "Дневнике партизанских действий".

Денис Давыдов|Фото: pravmir.ru

Денис Давыдов - один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 г., поэт, гусар

Про Кожину и остальных героев Народной войны известно мало – объясняется это тем, что вооруженные крестьяне были опасны для правящей "тусовки", ведь для них разницы большой между французами и аристократами не было, все "супостаты". После войны крестьянам "настойчиво предложили" оружие сдать, Кожину, конечно, наградили, но затем целенаправленно стали забывать и, как про "28 панфиловцев", сказали – да это легенда.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Про Кожину и остальных героев Народной войны известно мало

Конечно, "Василиса" – не исторический фильм, это романтическая драма с "позитивным" финалом (мужа-то убили, так что теперь Василиса воссоединилась с молодым барином). Четко просматривается линия дворянства в патриотике, такое ощущение, что аристократы и служители культа (без колоритного священника не обходится ни один фильм про войну) везут на себе идеологическую составляющую (как когда-то коммунистическая партия) – только вот куда везут-то?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

В партизанском отряде плечом к плечу с крестьянами выступает скромный и смелый батюшка

Та же тема "Веры, царя и Отечества" раскрывается в новой картине - в кинотеатрах страны показали ленту "Герой" с... Димой Биланом в главной роли.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Надо сказать, что это был самый долгий трейлер в истории отечественного кинематографа. Пошли титры, а самого фильма мы так и не увидели - но трейлер красивый. Какую Россию потеряли, братцы! Если бы создатели были честными людьми, они признались бы, что просто снимали большой клип для Димы, но кокаина оказалось слишком много, и случайно сняли фильм, просто на ходу вставляя расхожие сцены, которые бродят по малобюджетным романтическим комедиям с 80-х годов: тема реинкарнации (хотя так и осталось непонятным, почему они реинкарнировались или просто так похожи на своих предков - линия не проработана и непонятна, оставили на усмотрение зрителя, что это значит: "я видел этот парк, и любил девушку – когда? – сто лет назад…"), тема "мальчик ищет девочку", "любовь в большом городе" и "таинственная незнакомка" (а она, как известно, всегда была рядом). Стандартный для романтической комедии набор персонажей: герой-любовник (и только в этом его геройство), трогательная девушка, комический персонаж Лев Иммануилович, благодетельная старая леди и алчный антигерой.

"Герой", фильм, Билан|Фото:

Из отзывов зрителей:

"Рекомендовать всем фильм не буду, трэша и захватывающих душу моментов нет. Посмотреть, еще раз вспомнить, как потеряли "Интеллигентную" Россию".

Устами простых зрителей пробежались по верхам - ни исторической достоверности, ни захватывающего сюжета, зато четко заложили в умы, что мы что-то потеряли, а не приобрели.

"Герой", фильм|Фото:

Вот так выглядела "Интеллигентная Россия"

Главная тема - романтическая любовь княжны Веры Чернышевой и ротмистра Андрея Долматова (скука та еще, но ладно). Они молоды, прекрасны, ничего не мешает им быть вместе, но тут война, революция и ничего не остается, как "спасать Россию". Билан – положительный до тошноты, как розовая зефирка – но, может, это и не его вина, характеры героев практически не раскрываются, картонные (глянцевые) персонажи - она очаровательная дикарка, чурающаяся условностей света, и тем трогательная, он "честь имею"-офицер.

"Герой", фильм|Фото:

Хотелось бы увидеть исторический фильм, но вместо этого - стандартный набор киноштампов для кино про Россию, Которую Мы Потеряли (в открытом доступе это народное творчество коллективного кинолюбителя легко можно найти). Она сжимает сильно губки, глаза навыкат, смотрит пристально-пристально - это у нас, господа, называется любовь (читала Мопассана, говорит). От страсти Билан становится тревожным – весь фильм он как будто подавлен, восхищен и озадачен одновременно. Сценарию не хватает глубины, "герою" человечности - оба влюбленных чудесные, чистые, честные, как слеза младенца. Едва с невинных губ срываются слова признания, льет дождь, деревья в саду - вдруг - начинается война. "Россия объявила войну Германии", - вот и все, что понятно о Первой мировой войне.

Романтическо-патриотический подъем, балы, красавицы, лакеи, юнкера. Далее как по нотам, разыгрывают набор киноштампов.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Г - Гимназистки румяные.
Совершенно необходимы для создания художественного образа России, Которую Мы Потеряли. Всегда румяные. Целомудренные и честные. Аристократки духа. Если ваш фильм - тяжелая социальная драма, то над гимназистками должны надругаться чернь или пьяная матросня.

Обязательная смерть молодого поэта на войне – есть. Умирает кузен главной героини Веры, тот самый, который радовался началу войны. Перед смертью говорит, что все их предали – царь, правительство, что он писал стихи: "Правда, писал?"

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Потомок Долматова живет в России и работает "в гараже"

Линия "современности" не такая трагичная, но совершенно невнятная даже для романтической комедии. "Современность" украшает приятная ирония комического персонажа, очарование старой княгини (интрига – кто же она на самом деле? Зачем из России "выписала" именно Билана, как эксперта по машинам?), ну а главное – Франция, Билан (фанатки в восторге)! Как прекрасно: улочки, окошки, красивая таинственная девушка (которая окажется внучкой княгини и двоюродной правнучкой княжны Веры) роняет на голову потомку ротмистра Долматова Андрею Куликову горшок с цветами (как оригинально, свежо, случайная встреча! Авек плезир). Может быть, все остальное - просто галлюцинация? Это многое бы объяснило. Девушка исчезает. Затем, окажется, что кидалась она горшками из квартиры нашего кутюрье Васильева в то время, пока он был в отпуске – и он про нее ничего не знает, режиссер оставляет и нас, и Билана в растерянности, ничем этот сюжетный поворот не объясняя, как это бывает в клипах или трейлерах, где ничего непонятно, но так мило и интересно.

"Герой", фильм, Александр Васильев|Фото:

Ляпы и нестыковки – глупости, главное – красивый современный Париж, исторические костюмы царской России, красивые люди (исключая тех, кто потом будет играть "матросню" и "пролетрьят"). Хрустобулочность хрестоматийная, царь-батюшка, отец небесный, честь и слава русским офицерам - понятно, но тема самой Франции из фильма в фильм приведет однажды к тому, что у зрителей лягушачьи лапки из ушей пролезут. В общем, наша творческая элита, как аристократия царского режима, без ума от галлов.

"Герой", фильм|Фото:

В – Враги
Нестрашно, если герой подвергся нападению сил противника, во много раз превосходящих его численностью. Все равно враги будут нападать на героя по одному, а остальные будут терпеливо ждать своей очереди, окружив его со всех сторон и совершая угрожающие телодвижения.

Повоевав на полях Первой мировой (никакого геройства, как и самой войны мы не увидели), случайно Долматов спасает семейство купца, а именно дочь Машу – от кого? От "маторсни" и черни. Как происходит драка? Строго, как описано в штампе.

П – Пролетрьят.

Возникает буквально из ниоткуда в 1917 г. и вслед за пьяной матросней начинает необоснованно крушить Россию, Которую Мы Потеряли. Художественное исполнение - пьяные, давно небритые лица, совсем не отягощенные интеллектом. Носят рваные зипуны и мятые картузы.

- Мы Куликовы из купцов. Моя дочь – Мария.
- Ротмистр Долматов.
- А по батюшке как?
- Андрей Петрович. Честь имею.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Честь имею": Долматов спасает честь девушки, а потом они встретятся для остального

Ч - Честь имею.
Фраза, по которой легко идентифицируются представители Белой гвардии. Может произноситься в разных обстоятельствах, но не перед боем (важное замечание!). Т.к. перед боем произносится: "За Россию!"

"Герой", фильм, Терещенко, Балуев|Фото:

А – Антигерой

- Кризис показал лишь бессилие царского правительства, но мы, патриоты, имеем программу спасения России.
- Намерения вашей политической группировки, господин Терещенко, давно и всем известны. Это заговор против государя.
- Самодержавие есть форма правления отжившая. Российский народ жаждет свободы.

Вот здесь начинается интересное. Антигероем, наверное, впервые так резко выступает не революционер-большевик, а "лавочник", капиталист (Александр Балуев). С ним в дуэте, схлестываясь в недолгих диалогах, выступает барон фон Ливен (Марат фон Башаров) – соперник в любви и идеологии. Башаров в начале фильма, пьяный вдрызг, ставит юнкеру яблочко на голову и целится из револьвера. А ближе к финалу, во время Гражданской войны, под дулом пистолета заставляет "красного" со связанными руками идти в реку и искать брод в ледяной воде – так себе, конечно, положительный герой, но он защищает аристократию и, в конце концов, получит девушку – старшую сестру Веры, бабушку "таинственной незнакомки" – Ирину. Запутанно, зато как красиво. Терещенко (Александр Балуев) – капиталист, заговорщик (вероломная зазноба княжна Ирина Чернышева называет его "лавочник"), наверное, он и масон, и член Временного правительства.

"Герой", фильм, Юргита Юркуте|Фото:

Княжна Ирина Чернышева (Юргита Юркуте), старшая сестра главной героини Веры, долго ломается, но в итоге соглашается бежать из России с тем, кого обзывала "лавочником", шерше ля фам

- Нельзя посадить новое дерево, не истребив старых корней.

- Вы отняли дворцы, распустили полицию, открыли тюрьмы. Чем вы удержите народ от новых грабежей и безверия? – спрашивает герой Башарова.

- А что это вы так кипятитесь? У вас разве был дворец? Или вам обидно, что вы, аристократия, со своей фанаберией отправляетесь в небытие?

- Пусть мы идем в небытие, а кто придет нам на смену? Вы?

- Мы. Мы – предприимчивые люди. Пока вы обучались танцам, поэзии в пажеском корпусе, мы стояли за прилавком в отцовской лавочке, получали зуботычины, первые медяки прятали за иконку. Мы - те, кто поднялись из грязи, вырвав кусок собственными зубами, мы плоть от плоти этого народа. И Россия с нами поднимется и воскреснет, как феникс из пепла. Историю пишут победители, а проигравшим остается только сгинуть.

"Герой", фильм, Терещенко, Балуев|Фото:

"Этот дикий народ не смог принять свободу, он ее не заслуживает. Россию качает плетью и виселицей – иных путей нет"

Вот так, хоть и вскользь, попытались показать, в чем была суть государственного переворота – что, царская камарилья, на наш язык – олигархия, стремилась к большей власти, что Временное правительство арестовало царя, пока благородные и не очень аристократы озадаченно смотрели на барышень.

Вскоре Терещенко покидает Москву со словами: "Этот дикий народ не смог принять свободу, он ее не заслуживает. Россию качает плетью и виселицей – иных путей нет".

Если главные герои вызывают зевок своей поволокой глаз, то вот Балуев и Юргита – настоящие и живые, сценаристы отдали им всю динамику и остроту исторического сюжета. Персонаж Юргиты – капризная княжна Ирина Чернышева - уезжает из России вместе с Терещенко. Долматов (уже в поезде) приказывает им взять с собой двух "артисток", мать возмущена, как она поедет в одном вагоне "с этими"?

"Герой", фильм, Юргита Юркуте,|Фото:

"Ах, мама, - говорит княжна Чернышева, - эти женщины не отбирали хлеб у голодных рабочих, не крали миллионов из казны, не отправляли тысячи людей на смерть. Они всего лишь спят с мужчинами за деньги, как и твоя дочь".

Терещенко мрачно заключает: "Вывозить - так все".

"Герой", фильм, Билан, Башаров|Фото:

Билан же остается воевать с "пролетрьятом", который его не задумываясь расстреливает и сваливает в яму. Но ротмистр Долматов выживает (!) благодаря девушке Маше, которую когда-то спас: "Отца в Петрограде матросы убили, мы с матерью на обоз - и к бабушке, но и тут красные обстреляли – одна вот и осталась". Маша выхаживает раненого. Тут-то все и случилось. Чтобы не повредить доблестному образу честь имеющего Долматова, режиссер пошел на хитрость, и наш "герой" возобладал дочкой купца в "забытьи", думая, что рядом с ним Вера (девушка Вера, а не вера в царя и Отечество). Поправившись, Долматов оставляет Машу Куликову на сносях (о чем, конечно, даже не подозревает – не помню, не было). Герой!

Б - Белая гвардия. Беззаветная гвардия, сражающаяся на просторах бывшей Российской Империи за торжество Добра. Характерная деталь - воины Белой гвардии всегда наступают правильными пехотными цепями и всегда во весь рост - это потому что они благородны и бесстрашны, в отличие от пьяной матросни или черни. Также отличаются подтянутостью, трезвостью и золотыми эполетами.

"Герой", фильм, фон Ливен, Башаров|Фото:


Долматов (Билан) и фон Ливен (Башаров) встречаются в добровольческой армии Корнилова, с боями идут от Ростова к Екатеринодару.

"Преданные, гонимые своим народом, мы шли в неизвестное по сплошным пространствам воды и жидкой грязи, по дорогам и без дорог, - ужа-а-ас, господа, это вам не Елисейские поля, да? Вот тут и живут ваши братья-русские, пока вы во дворцах и опочивальнях рассуждаете о судьбах России. Дальше закадровый бархатный баритон доходчиво объясняет: "Все, кто чувствовал себя русским человеком, человеком, а не скотом – все были с нами".

"Герой", фильм, священник|Фото:

На стороне "людей" здесь батюшка

Ах, вот те раз. В России на тот момент людей было 35-40 тыс. – именно столько насчитывала Добровольческая армия, а все остальные - поздравляю - скот. Кстати, как и в "Василисе" (там тоже есть такой сугубо положительный поп) на стороне "людей" здесь батюшка, он под градом пуль провожает раненых на тот свет, хотя, как известно, Св.Синод смотрел на крушение монархии равнодушно, не предпринимая каких-либо попыток ее поддержать. (синодальные архиереи собирались в покоях Московского митрополита и признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной думы (то есть "с Терещенко"). На основании чего можно утверждать, что Св. Синод ПРЦ признал Временное правительство еще до отречения Николая II от престола). Митрополит Владимир высказывал радость от наступления "новой эры в жизни Православной церкви" . Синод распорядился, чтобы во всех церквах Петроградской епархии многолетие Царствующему дому "отныне не провозглашалось". Но в современном кинематогрофе, если есть намек на патриотичность – батюшка, сквозной положительный персонаж, всегда на "правильной стороне". И этот активно внедряемый образ уже давно стал привычным. Повествование ведется от одного шаблона к другому.

Р – Ранение

После самого тяжелого ранения (в том числе выстрела в сердце в упор), положительный герой никогда не умирает сразу. Он обязательно попрощается с близкими, раскроет пару тайн и изобличит врага. Только тогда он умрет со спокойной совестью. То же происходит со смертельно ранеными негодяями, которым нужно успеть исправиться перед смертью.

Долматов погибает на руках фон Ливена, долго и красиво, успевает передать письмо Вере. Вот так ведущий "Битвы экстрасенсов" и певец пытались спасти царскую Россию и окончательно потеряли российский кинематограф.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Вы говорили мне о свободе, о демократии, вы требовали власти, вы погубили всех нас – тысячи людей самых лучших, самых благородных. И все это ради этих проклятых денег. Они все погибли, а вы? Вы спокойно живете", – скажет потом Ирина Чернышева (Юргита Юркуте) уже в Париже свой финальный предостерегающий монолог. По фильму Терещенко, когда его вот так бросает Юргита (чтобы выйти замуж за фон Левина, он прискакал с письмом), дрожащей рукой тушит сигару, уходит с балкона в дом, и... раздается выстрел.

По фильму он, видимо, покончил с собой, а в реальности, скорее всего - просто открыл шампанское. Такие, как наш антигерой, не кончают с собой, они живут и сегодня.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС