в этот день
26.05.18
17:53
В Екб.19:53
Скандал вокруг "списка Тунгусова" назвали самым конфликтным сценарием на праймериз "ЕР"
Задержан глава МЧС по Кемеровской области
Воробьевы горы "уродуют по-собянински" к Чемпионату мира

Статьи по теме "от издателя":

С "цифровых" небес на землю. Как обсуждали "технологический рывок" на ПМЭФ
24.05.2018 Мск  |  добавить комментарий

Говорить о войне и продолжать кормить врага
18.05.2018 Мск  |  комментариев: 17

Почему брежневский "застой" сегодня кажется мечтой?
07.05.2018 Мск  |  комментариев: 18

"У противников России есть шансы ввергнуть Армению в хаос"
27.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

Telegram. Чья многоходовочка?
26.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

"Против санкций Запада пора вводить элементы мобилизационной экономики"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 14

"Китай всегда смотрел на Россию, как на учителя. Теперь Россия могла бы поучиться у КНР"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Пенсионная реформа: что скрывает от населения Кудрин
04.04.2018 Мск  |  комментариев: 6

Из бизнес-империи – в ОПС: что обрушило "Сумму"?
02.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Кемерово – это новая "Ходынка"?
28.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Пожар в Кемерово. "Ради денег бизнес готов убивать детей и своих, и чужих"
26.03.2018 Мск  |  комментариев: 27

"Башни нет – и это словно потеря близкого человека"
24.03.2018 Мск  |  комментариев: 6

Бунт в Волоколамске – мужики грозят власти кулаками
22.03.2018 Мск  |  комментариев: 5

"Потрачу все, чтобы тебя раздеть" – перед Путиным
21.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Итоги выборов-2018: "внешнее" сплочение на фоне "внутреннего" недовольства
18.03.2018 Мск  |  комментариев: 14


Новости

17:40 Мск
Вот и поговорили! Телеведущий Владимир Соловьев послал челябинскую активистку "Стоп-ГОКа" на три буквы
16:07 Мск
Обсудили отмененный саммит. Лидеры КНДР и Южной Кореи встретились второй раз за месяц
14:31 Мск
"Водку не пью, вот и накрыло". Изуродовавший в Третьяковке картину Репина вандал объяснил свой поступок
13:52 Мск
"Футбол всегда from my heart!" Мутко намерен окончательно попрощаться с Российским футбольным союзом
12:57 Мск
На Южном Урале бизнесмен за 15 лет незаконно вырубил леса на 23 миллиона рублей
12:31 Мск
срочно Задержанный начальник МЧС по Кемеровской области написал рапорт об увольнении
11:35 Мск
Житель ХМАО осужден за сокрытие информации о планах вступления в ряды ИГ*
11:31 Мск
Синод УПЦ обратился к верующим об опасности автокефалии
11:27 Мск
В Тюмени бдительная гражданка помогла полицейским задержать наркодилера
11:21 Мск
В Красноярске возбуждено уголовное дело по факту гибели на пожаре четырех человек
11:13 Мск
В Златоусте выпал снег
10:58 Мск
В Третьяковской галерее мужчина повредил одну из самых великих картин художника Репина
10:42 Мск
срочно Владимир Путин заявил, что не будет баллотироваться в президенты России в 2024 году
10:18 Мск
Самый страшный кошмар НАТО находится в России
10:04 Мск
На Алтае новое подразделение РХБ защиты вооружили тяжелыми огнеметными системами "Солнцепек"
09:47 Мск
В Киеве избили английских фанатов - британские СМИ обвинили русских
09:33 Мск
В Тюмени мужчина после драки в кафе схватился за нож и ранил обидчика
09:18 Мск
срочно Начальнику кемеровского МЧС предъявили обвинение в халатности и растрате в связи с пожаром в ТЦ "Зимняя Вишня"
Вчера 21:58 Мск
Порошенко заявил, что ограничивать марши содомитов нельзя - это не по-европейски
Вчера 21:10 Мск
Глава СКР встретился с потерпевшими по делу о ДТП в ХМАО


Вчера 20:38 Мск
Российское посольство потребовало от Лондона извинений из-за "дела Скрипалей"
Вчера 19:37 Мск
В ресторане канадской Миссиссоги произошёл взрыв
Вчера 19:10 Мск
Премьер Нидерландов отверг российскую версию крушения MH17
Вчера 18:30 Мск
В Екатеринбурге представили приуроченный к ЧМ-2018 выставочный проект
Вчера 18:24 Мск
Путин на ПМЭФ рассказал, кто победит в ЧМ-2018
Вчера 18:04 Мск
Макрон поддержал Россию в споре о расследовании падения МН17
Вчера 17:56 Мск
В Донбассе взорвался склад боеприпасов ВСУ
Вчера 17:40 Мск
МИД Нидерландов прокомментировал выводы следствия по MH17
Вчера 17:23 Мск
Абэ призвал Россию расширить возможности сотрудничества в сфере СПГ
Вчера 17:22 Мск
Путин рассказал о подготовке встречи с Трампом
Вчера 17:20 Мск
Путин: Выход США из иранской ядерной сделки контрпродуктивен
Вчера 17:14 Мск
"Нельзя тратить на это деньги налогоплательщиков!" Макрон отказался помогать санкционным французским компаниям
Вчера 16:59 Мск
"Это в чистом виде коррупция". Зачем в Екатеринбурге снесли телебашню, а теперь строят новую?
Вчера 16:58 Мск
В Туапсе в отделе полиции погиб левый журналист Сергей Рожков
Вчера 16:53 Мск
Синдзо Абэ признался, что исполнил мечту - посетил Эрмитаж
Вчера 16:51 Мск
В Северной Корее разработали роботов
Вчера 16:50 Мск
Макрон: Россия и Франция должны работать в любых условиях
Вчера 16:49 Мск
Лагард на ПМЭФ восхитилась российской экономической политикой
Вчера 16:48 Мск
Макрон выступил за сохранение России в Совете Европы
Вчера 16:46 Мск
На Среднем Урале из окна общежития выпал четырёхлетний ребёнок
Вчера 16:45 Мск
Принято решение провести обследование подъезда взорвавшегося в Перми дома
Вчера 16:44 Мск
Французский бизнес подписал 50 соглашений на полях ПМЭФ
Вчера 16:43 Мск
Путин пожаловался на "подрыв" мировой экономики и "новое издание протекционизма"
Вчера 16:42 Мск
Абэ призвал Путина проявить "максимальную смелость" в укреплении сотрудничества между странами
Вчера 16:24 Мск
На Ямале ребенок получит 50 тысяч за то, что его искусали собаки
Вчера 16:22 Мск
Борис Дубровский предложил открыть прямое авиасообщение между Челябинском и Дели
Вчера 16:20 Мск
Голикова: Качественных изменений в школьном образовании не происходит
Вчера 16:03 Мск
На ПМЭФ-2018 подписано инвестиционных соглашений на 700 млрд рублей
Вчера 15:57 Мск
Путин: Россия продолжит курс на качественное обновление региональных команд
Вчера 15:56 Мск
На Южном Урале задержали водителя, перевозившего детей в переоборудованном грузовом фургоне
Вчера 15:55 Мск
Путин на ПМЭФ пригласил бизнес на саммит в Екатеринбург
Вчера 15:55 Мск
В Тюмени торговый дом "Центральный" закрыт из-за нарушений правил пожарной безопасности
Вчера 15:51 Мск
Ямал наращивает производство молока, в планах - изготовление моцареллы
Вчера 15:49 Мск
В Шадринске следователями выявлен дополнительный эпизод невыплаты зарплаты работникам скандального завода
Вчера 15:45 Мск
Мадуро заподозрил подготовку переворота в Венесуэле
Вчера 15:32 Мск
Путин 26 мая встретится с новым составом правительства
Вчера 15:30 Мск
Тело нашли в шкафу: на Среднем Урале женщину обвинили в жестоком убийстве
Вчера 15:30 Мск
В Югре жителя Иркутской области судят за мошенничество с тремя миллионами
Вчера 15:30 Мск
Саммит КНДР - США отменён, но межкорейское сближение может продолжится
Вчера 15:29 Мск
"Я счастлив". Владимир Якушев прокомментировал результаты Тюменской области в рейтинге инвестклимата
Вчера 15:07 Мск
Решетников попросил Силуанова обеспечить предсказуемые отношения с регионами
Вчера 15:03 Мск
Путин предложил Total и НОВАТЭК экспортировать газ через "Газпром экспорт"
Вчера 15:03 Мск
В Нью-Йорке по обвинению в изнасиловании арестован продюсер Харви Вайнштейн
Вчера 15:00 Мск
Евгений Куйвашев и Игорь Сечин договорились о сотрудничестве
Вчера 14:59 Мск
Максим Решетников подписал соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности
Вчера 14:57 Мск
Путин пригласил европейские компании в проект "Северный поток-2"
Вчера 14:56 Мск
Пермский край поднялся на пять строк в Национальном рейтинге инвестклимата

"Битва за Севастополь": война без врага, без Сталина, без Родины Новый удар перед 9 мая - фильм режиссера Мокрицкого, одобренный министром Мединским

размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

фильм битва за севастополь, америка, кино (2015) | Фото: wm.ru

Фильм "Битва за Севастополь" русско-украинского оператора-режиссера Сергея Мокрицкого вышел в прокат 2 апреля. Что ж, очередной удар под дых получили мы, как обычно, в преддверии 9 мая. После "Сталинграда" казалось, что ничего хуже снять и нельзя. Мы уже высказали свое "фи" Бондарчуку, и теперь ждали чего-то "более". Ну, или более-менее. И уже боялись – не перегнут ли палку с пафосом и патриотизмом в Министерстве культуры Российской Федерации (при поддержке которого и снимали русско-украинский фильм)? Ведь у нас любят из крайности в крайность. Зря боялись.

Когда вы делаете фильмы о советском времени, а тем более о Великой Отечественной войне, то, как на пачках сигарет, перед показами нужно обязательно писать предупреждения, что они могут повредить моральному здоровью нации, а главное - что они не имеют ничего общего с исторической реальностью. А нам же, зрителям, нужно принять как факт - современным людям вообще никак не понять "советского человека" периода Великой Отечественной. Особенно тем, кто вырос в 90-ые, или даже краем пролетарского рукава коснулся советского прошлого – даже не горбачевского (что не совсем советское, и не такое уж прошлое), а, может быть, времени Брежнева. Да, эти люди что-то помнят такое, о чем и не скажешь (за дурака сочтут или обвинят в сталинизме, коммунизме или дебилизме).

Возможно, "генетическая память", атавизм, поможет нам уловить фальшивые нотки в характере персонажа, которого, как доктор Франкенштейн создал своего монстра, создают сегодняшние режиссеры, вместо реально существовавшего "типа личности". Почему создают? Потому что советского человека мы бы не поняли совсем. Если бы нам показали реального человека периода 30-50-х годов, его бы восприняли единицы, философы, историки, исследователи, интересующиеся этой темой, в общем, узкий круг экспертов. Мы же говорим про веселую толпу, которая приходит в зал смотреть патриотическое кино с фаст-фудом и записывать цитаты из фильма в айфон. Эгоцентричное, как окрестили нас социологи - "Поколение Я", слишком сосредоточенное на собственной персоне, стремящееся к успеху, деньгам – американской мечте, невыносимо жаждущее эмоциональных поглаживаний, поощрений, воплощения глорических галлюцинаций (мы называем это визуализацией мечты). Психологическая колония запада, люди без родины в голове – космополиты, которые нигде не нужны, единственная цель которых - работать онкологической опухолью в организме собственной страны (с точки зрения гражданства, в остальном – обычные такие веселые люди).

Нам будто стерли память, и когда наступает весна в российских городах, на экраны выходят фильмы про Великую Отечественную, а площади готовятся принять военные парады, мы, глядя на морщины усохших старичков с огоньками красных гвоздик и орденами, будто силимся что-то вспомнить, появляется какое-то непривычное щемящее чувство гордости, грусти, ностальгии? Но надо вовремя пресечь эту патоку, вы хотели знать что-то о вашем прошлом – приходите в кино, мы покажем вам, как все было На Самом Деле. Вот, например, вышел новый фильм "Битва за Севастополь".

Битва за Севастополь, постер|Фото:

Сделка с совестью - шаг первый

Перед тем, как пойти в кино на "Битву за Севастополь", нужно заключить сделку с совестью. Еще раз – мы, зрители (по мнению режиссеров, воспитателей с запада), неспособны понять советского человека (не то, что неспособны – да нам это даже вредно), не можем понять его мотивации, как сейчас это называют, движения души, как называли раньше. А ведь персонажи должны быть понятны зрителю, зритель должен сопереживать, соотносить себя с героем – это прописная истина создания художественного произведения. Но как мы, представители "Поколения Я", можем понять такую простую вещь, что кто-то любит свою Родину? Как? Нас так долго учили любить чужую родину, что представить, что кто-то любит нашу и за нее сражается – ну, чистой воды фикция (после войны тебе не дадут особняк с бассейном, у тебя не будет лимузина, и ты не сможешь вести ток-шоу по ТВ – а придется еще лет 40 работать на заводе – где вообще логика?). То есть все мотивации поколения гаджетов и яппи опадают, как сухие листья осенью – зачем тогда работать (читай – воевать), зачем рисковать жизнью?

Единственный понятный нам мотив действий персонажа по сюжету – это страх. Тотальное запугивание, заградотряды, страшный Сталин бьет электрошокером всех, кто на секунду засомневался в том, любит ли он родину. Затем – секс. В Советском Союзе не то, чтобы не было секса, там не было фрейдизма, а, значит, никто и не догадывался, что все, что делает человек – это только и думает о сексе. Что образы могут быть только фаллическими, а комплексы – это вытесненные мысли из сознания, эпизоды из детства. В той реальности – не было гегемонии секса, сублимации, прострации, "самокопания", анализа, депрессии, победы извращения над нормой - потому если снимать фильм, аутентичный советской эпохе, то современному зрителю он покажется неправдоподобным.

Если же остаться верным фактам, то невозможно будет избежать обвинений в "сталинизме", например. Потому что все советские граждане, а особенно воюющие, были сплошь сталинистами! В их системе ценностей не было святой троицы "деньги, слава и успех" – они сражались не за деньги, даже не за собственное "я", и не всегда только за "своих" – семью, жену, детей. И если сейчас доминирует "Поколение Я", то тогда было "Поколение МЫ", а мы – была Родина, и слово это писали с большой буквы. То есть, когда ты идешь на фильм о нашем героическом прошлом, стоит держать в голове то, что советская реальность для современного человека - все равно, что Нарния. Какой-то сказочный мир, которого ты не понимаешь (любят родину, верят в Сталина, воюют до победного конца, работают не ради славы и денег – в общем полный сюр). Потому готовимся не к историческому полотну, а к научной фантастике или даже фэнтэзи. Так что много требовать от фэнтэзи мы не можем априори.

Тут главная цель фильмов о Великой Отечественной войне – избежать "замыленности", чтобы современные дети хотя бы приблизительно понимали, что это за война была, хотя бы примерно - с кем, за что. И тут не грех в творог добавить варенье – чтобы вкусное было с полезным. Пусть будут спецэффекты. Но не должно ускользать и главное – понятие о подвиге, о таком диковинном звере, как патриотизм, о мужестве, хотелось бы видеть реальные факты о войне на экране. Так что, дорогие режиссеры, мы понимаем, что вам не дадут, да вы и не сможете передать все, как было на самом деле в нашей стране, но единственная просьба – все-таки постарайтесь это сделать.

Первые кадры

Режиссер, чья прекрасная операторская работа радует глаз с первых же кадров – не постарался этого сделать. На том бы и закончить рецензию? Но нет, для любителей спойлеров расскажем про несколько запоминающихся эпизодов.

Итак, начало. Первый кадр говорит нам все об этом фильме – правительственная машина, а на ней два флажка – советский и американский.

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Учебник по сценарному мастерству советует:

"Кинозрители – вечные дети. Если вы хотите добиться у них успеха, сперва надо научиться правильно использовать самую простую вещь – познакомьте зрителя с героем как можно скорее. Зритель ждет появления кого-нибудь, чтобы начать ему сопереживать и "болеть" за него. Чем скорее этот персонаж появится на экране, тем эффективнее будет работать сценарий. Остается лишь пожалеть о фильмах, где герой не появляется в первые 10 минут".

Добрая "крестная" Рузвельт

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Все мы знаем про глупеньких утят, которые принимают за маму первый объект, который увидят. И за ним идут. В кино действует точно такой же принцип. Первый герой, которого мы увидим – особенно если он будет наделен силой - определенно нам понравится, потому герой протагонист появляется раньше антагониста – штамп. И здесь он действует. Первая, кого увидят "утята" в зрительном зале - добрая Элеонора Рузвельт, которая свысока относится к "Никите" (Хрущеву, мы его, конечно, тоже не особо любим, но посыл уловили - Эля сильнее, важнее, и плевать хотела на Никиту). Она опаздывает на официальную встречу, предаваясь воспоминаниям о прошлом.

Как уже отметили многие зрители – история Великой Отечественной войны на примере героя-снайпера Люды Павличенко исходит от лица экс-первой леди США. То есть вообще никто не обманывает нас – да, вашу историю вам расскажет представитель Белого дома. Добрый, умный, надежный, сочувствующий человек – ведь мы ее вывели первой. А что там с вашим правительством – комиссары, политруки? – это и есть герои-антагонисты (они глупые и неопасные). Но к ним мы еще вернемся.

В Голливуде есть несколько штампов-историй, как бы заквасок для любого сюжета – здесь взяли историю "Золушки". Причем золушка – наш снайпер ("бедная девочка"), а крестная-волшебница, которая подарит платье бедной сиротке – Элеонора Рузвельт.

Интерес Рузвельт к молоденькой девочке у людей, знающих историю, вызывает неловкость. Всем известно, что это была за жена инвалида Делано Рузвельта - тоже, кстати того еще Дон Жуана, его Моникой Левински была родная кузина, и это не слухи, а вполне себе известные факты. Так вот, его жена не жила с Франклином в "Гайд Парке" на Гудзоне, у нее был свой отдельный дом, где она прекрасно проводила время со своими сожительницами. В общем, их союз с президентом США был эталонным, крепким и абсолютно фальшивым. Первая леди практически все свое время посвящала проблемам американских женщин, особенно условиям их работы на промышленных предприятиях. На съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Ее постоянной любовницей стала журналистка Лорена Хикок, у нее была даже своя комната в Белом доме, но довольно часто она ночевала в спальне Элеоноры. Служебный персонал подтверждает, что утром Лорену можно было застать спящей на софе у подруги.

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Конечно, этот аспект жизни Эли Рузвельт в фильме обошли вниманием (хоть и сделали ее чуть ли не главной героиней), зато ее агрессивный интерес к русской девочке приобретает двойной смысл – ведь в то время, когда Павличенко в составе советской делегации упрашивала американцев открыть Второй фронт, только ее Рузвельт пригласила пожить в Белом доме, путешествовать по стране, дарила ей платья и плакала над ее ранами, полученными на войне. Притом в фильме Рузвельт постоянно причитает: "Не забывай, что ты женщина, покажи им, что ты женщина", "ох, ОНИ должны были защитить тебя" – не правда ли, слова, едва ли достойные феминистки?

Эпизод с монеткой

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Если говорить о гендерной дискриминации, то в Советском Союзе о таком не слышали. Для советской девушки было нормально и спортом заниматься, и военной подготовкой, и варить борщ, и читать стихи. Девушки учились стрелять и прыгать с парашютом – это никого не удивляло и никогда не вызывало осуждения! Чтобы пойти на стрельбище, а не в кино, в одном из первых эпизодов, Люда с друзьями подбрасывают монетку, наша героиня говорит, что выпал орел (врет), чтобы пойти на стрельбище. Момент должен нам показать, что она пошла даже на вранье, лишь бы пойти пострелять. Лишенный логики эпизод. Насквозь фальшивый. Как будто снимали про 50-ые годы в США – это просто "классический" расклад, когда девушка идет против системы и отказывается от женских дел в угоду мужским – но это совершенно не проблема СССР. У девушек довоенного периода не было никакого трудного выбора - быть "мальчишницей" или "девочкой-припевочкой". Эта проблема – "Как ты, девочка, и стреляешь лучше нас, мальчиков?!" – комплекс сугубо американский. Стоит подивиться, как в фильме ни одного негра не было тогда? Может, вовремя вырезали. А так, вполне возможно, что был эпизод про расовую сегрегацию в СССР.

Строгий отец всему виной

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Поражает и озабоченность подружки Люды Павличенко – Маши. Которая только и говорит о Гришах и Ванях. Возможно, введен был такой персонаж, чтобы на контрасте показать, что наша героиня – вовсе не помешана на размножении, а очень серьезная девушка, которая хочет только учиться. Потом – убивать. Но война ее портит.

У Люды совершенно неправдоподобные отношения и со строгим отцом-НКВДшником. Ну, да если он был строг и воспитывал ее без нежностей, тогда откуда ее истерическое "Можешь мной гордиться" – после поступления в университет? Ведь это типичные слова подростка из "Поколения Я", но недостойные "Поколения МЫ". Я не знаю, была ли свойственна скромность советской девушке Павличенко, но даже по фильму, когда мы смотрим на развитие персонажа и видим его таким, как нам его рисует режиссер – простите, но эти выпады не вяжутся никак к ее образу. Просто еще один голливудский штамп "добиться похвалы отца", свойственный постфрейдистской эре, заточенной на самокопание.

С другой стороны, здесь скрыта метафора: отец – это вроде как тоталитарный Сталин, а Павличенко – весь запуганный советский народ. И когда отец говорит: "Должна была поступить - и поступила", на самом деле имеется в виду "Должны были воевать - и победили" - и нас никто не хвалит, а мы все просто мужественно играем желваками на фоне портрета Ленину. Вот тут реальности и расходятся, им там, в предвоенное время, было не до похвалы, не было такого закомплексованного эгоцентризма, где главное – успех и признание. Но похвала, тем не менее, была, и "слава народу-победителю", и тост Сталина "За русский народ".

Рожденная убивать

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Также зрителю непонятно, как Люда научилась так хорошо стрелять. А ведь нам это интересно и если вы выбрали сюжет про героя – покажите его становление! Это закон жанра. Даже американский фильм "Враг у ворот" про Сталинград выглядит более правдоподобно и патриотично. Главный герой, тоже снайпер, в детстве ходил с дедушкой зимой на охоту, дедушка и научил его стрелять, замирать плашмя в снегу в ожидании зверя. Тут даже не отыграли стандартный голливудский ход (а точнее фрейдистский ход – что все кроется в детстве) – ну, Леонардо Ди Каприо в "Авиаторе" моет руки до крови – потому что в детстве мама рассказывала ужасные истории про микробы. Здесь нет "детской истории", советские дети рождались взрослыми и угрюмыми, и умение стрелять было врожденным, основанном на постоянном страхе и инстинкте самосохранения.

Талант к снайперскому делу у девушки открывает какой-то озабоченный инструктор – озабоченный, потому что он так нежно направляет ствол в руках юной студентки, учит задерживать дыхание, целиться и стрелять. Вот так он за один раз научил ее всему. Может, отец-НКВДшник тренировал дочь стрелять по банкам из-под сгущенки на даче? Нет, стрелять она умела всегда, а взводить курок научил ее довольно отталкивающий тип-инструктор. Все. Затем девочку насильно отправили в снайперскую школу (что не соответствует правде, реальная Люда Павличенко по собственной инициативе долгие годы занималась планерным и стрелковым видами спорта).

Когда Люду направляют на обучение, мать устраивает истерику и пихает ей "Материнские пироги" – как будто уже… ну… на смерть провожает. На самом деле военное поколение не было изнеженно, как наше, к войне готовились, ее приближение ощущали. Это говорил не один ветеран в своих воспоминаниях. К грядущему относились серьезно и спокойно, морально были готовы, никаких истерик. А тут мать посылает дочь на учебу – и вдруг чуть ли не навзрыд выговаривает отцу: "Ты всегда ее делал мальчиком!" – и сует "материнские" пироги. Не верю, что так могла бы говорить жена сотрудника НКВД и мать будущего Героя Советского Союза. 

Коммунисты в Белом доме

фильм битва за севастополь, элеонора рузвельт|Фото:kinopoisk.ru

Лейтмотив всего фильма – приключения нашей делегации в Белом доме. Обстановка такая: Гитлер, нарушая все соглашения, напал на Советский Союз, номинально Англия объявила ему войну, но никто там не воевал (инцидент, вошедший в историю, как Phoney War - рус. фальшивая, ненастоящая война). Враг был намного сильнее нас, напал без объявления войны, занял промышленные города, оставив нас практически без хлеба и заводов. Гитлер не хотел политической победы над Советским Союзом, не хотел идеологической победы, цель - уничтожение, геноцид всего мирного населения, очистка территории от низшей расы - для высшей. Планомерное уничтожение.

К этому на западе относились спокойно – "Чем больше они перебьют друг друга, тем лучше". Америка обогащалась на этой войне, спонсируя все воюющие стороны. Дело в том, что еще в 1937 г. Рузвельт заявил, что в случае нападения Германии на СССР, США выступят на стороне СССР, в противоположном случае они выступят на стороне Германии. А 17 апреля 1941 г. Конгресс США принял решение о том, что в случае советской агрессии против Германии США выступят в союзе с Гитлером. Это автоматически означало бы конец британско-германской войны и образование международного блока против СССР в составе США, Британской империи, Третьего рейха, Турции, Японии и каких-нибудь еще мелких геополитических союзничков. В итоге в начале войны нам вообще никто не помогал. Гибло мирное население, солдаты, наша армия отступала, и США смотрели на это из-за океана совершенно спокойно. Франция сдалась. Англия выжидала. Вторая мировая война стала кровавой бойней, и самые страшные бои разворачивались исключительно на восточном фронте – то есть в СССР. И в этот момент наша делегация приехала за помощью (западный фронт тогда, кстати и не открыли, США вступили в войну только после Перл-Харбора, а не после истории с Элеонорой Рузвельт, но в фильме об этом ни слова). А коммунисты в Белом доме – просто посмешище, Эля издевается над ними, журналисты смотрят как на обезьянок в цирке, первая леди зачем-то спрашивает наших: "Сколько людей ты убил?" 

Это что, какая-то игра? Или она задает вопрос по аналогии, как спросила бы у бейсболистов – сколько мячиков ты отбил? Если Элеонора Рузвельт действительно задавала этот вопрос, то в ее адекватности вновь приходится сомневаться.

Политрук

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Самый отвратительный и потешный "злодей" - наш политрук. Рузвельт у него спрашивает – ты сколько человек убил? А наш политрук начинает "отмораживаться" – и это показывают с явным комическим эффектом – мол, я вдохновляю наших солдат, это тоже важная и ответственная задача, вообще самая важная. Снисходительная ухмылка не слезает с морщинистого лица Эли: "Да, да" – отмахивается она. "Коммунисты в Белом доме нечасто бывают" – со смехом бросает в толпу, все хихикают. А почему? Потому что, помимо расовой сегрегации и половой дискриминации, коммунисты в США так же подвергались остракизму обществом, причем коммунистами называли всех, кто просто выступал за социальные гарантии или вступал в профсоюзы, а также называли "коммунистами" умалишенных фанатиков, которые боролись против власти банков и капитализма. Потому сарказм первой леди понятен только американцам, наши стоят такие бедные, маленькие и глупые и ничего не понимают. Хорошо и без стеснения показан американский менталитет (без стеснения, но и без осуждения) – они на всем делают деньги, и на Люде Павличенко, раненой под Севастополем, хотят делать деньги, а на войне сделают еще большие деньги.

А что касается политруков? Это были такие свиньи, такие жирные коты в Красной Армии, которые бросали в бой молоденьких девушек, а сами хохотали, упиваясь своим тщеславием? После фильма у всех складывается ощущение – да, такими были все политруки. Ладно, только один факт – не из фильма, из реальной истории войны. Всем известен плакат военного времени, где боец, подняв руку, ведет отряд в бой. Образ, знакомый миллионам людей. "Один миг, вобравший в себя величие подвига коммуниста".

фото "Комбат", политрук Еременко, Великая Отечественная война|Фото:

Снимок сделал фотокорреспондент Макс Альперт в 1942 г. Имя героя было неизвестно. Альперт не успел записать его тогда: начался жестокий бой. Название же снимку "Комбат" он дал потому, что в цепи атакующих прокатилось: "Комбата убили!" Вот Альперт и решил, что воинов поднимал в атаку командир. Позже оказалось, что в бой солдат вел политрук Алексей Гордеевич Еременко – его узнали по фотографии. Это и была работа политруков, быть примером, если солдатам особенно страшно - нужно идти первым в бой. И часто – первым погибать. Соответствует ли хоть немного образ реального политрука Еременко нарисованному в фильме лизоблюду-формалисту? Нет.

Другой политрук (уже в Севастополе из воспоминаний) говорит: "Мы думали, победа будет быстрой" – это, простите, кто думал? Режиссер вообще почему-то путает нас с немцами - это они думали, что победа будет легкой, и даже план назвали "Молниеносная война", ну, то есть быстрая. А нам Сталин еще по радио говорил, предупреждал, что война будет тяжелой. Кстати, о Сталине.

Сталин

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Сталин "фигурирует" два раза, оба - косвенно. Первый раз в университете, где гнетущая атмосфера выдавливает радость из глазниц запуганных студентов, преобладают серые тона, стопроцентная антиутопия, и там за спиной преподавателя, рядом с доской (хотя, конечно, у нас обычно портреты размещались не около, а над доской, но, может, до войны другие правила были) – Ленин с одной стороны, с другой – Сталин. Все. Второе упоминание Сталина - на праздновании Нового года, уже во время войны, мужики, чокаясь кружками, произносят что-то вроде "Ну, за Сталина" – и такое ощущение, что это импровизация самого актера, которую режиссер оставил как забавный эпизод. Что за "Ну, за Сталина"? Сказал бы так советский боец во время войны? Может, кто-то и сказал бы так, но это был бы один на сотню человек за этот вечер, остальные говорили бы речи "За Иосифа Виссарионовича Сталина, за нашего главнокомандующего, за вождя" и так далее – и не потому что боялись его, да вы не поверите почему. 

Главное, мы должны запомнить раз и навсегда – Великую Отечественную войну для нас выиграла Элеонора Рузвельт, она тогда одна решала какие-то вопросы. А кто такой Сталин? Его вообще там не было.

Кстати, много чего в "Битве за Севастополь" просто не было. За весь фильм не прозвучало ни одной советской песни. Ни одной песни военных лет. Даже Шостаковича не было. Ни разу не звучал гимн Советского союза. Зато среди саундтреков все узнали "Кукушку" - песня сами знаете какого еще "патриота" Цоя. И еще не было врага.

Немцы

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

- Сколько людей ты убила? – спрашивает Рузвельт Павличенко.

– Не людей, а фашистов.

С одной стороны, для нас и для советского снайпера – это правда. Но эта правда вызывает немедленное осуждение у американцев (она их даже за людей не считает! Леди Смерть!). Да, на экране советские солдаты сражаются, они запуганы, загнаны, как звери в свои убежища, но за что они сражаются? Нам непонятно. С кем? Немцы в фильме есть, но они, скорей, манекены в окопах, просто антураж, для главной героини – мишени, набор жетонов с убитых. Мы не видим врага, как будто солдаты Третьего Рейха материализовались тут по нашему злому хотению, из своих дюссельдорфов и менхенгладбахов, где сидели в теплых домах, пили холодное пиво с сосисками и квашенной капустой, смотрели, как играют их дети и накручивали на палец усы, а тут русские злодеи наколдовали, и все эти гансы и фридрихи оказались в снегу, в окопах и с оружием мирно лежащие, а злая девушка Павличенко открыла по ним огонь.

Почему мы убиваем? Непонятно - нет никакого смысла в этой войне. Никто не уничтожает нашу землю, никто не сгоняет крестьян в сараи, чтобы поджечь живьем людей, никто не вешает евреев и украинцев на голых ветках деревьев, против нас как будто никто и не воюет, кроме нас самих. Фашистов нет, но есть антигерои – наш же политрук в США, комиссары, хитрые и злые командиры, советская система, сама война. С кем воевали в итоге? Ради чего?

Единственный раз встречаем сцену с немцами – бедные фрицы – в заснеженном поле, включили патефончики. "Празднуют рождество" – поясняет напарник Люде. И вправду празднуют, культурно выпивают, поют песни, а тут злые советские снайперы убивают их по одному. Битва без битвы, война без врага. И только мы – агрессоры.

Кровожадная советская девочка с кривыми зубами на Новом году читает стихи: "Так убей же его, убей!". Наши хлопают.

В США на Люду нападают добрые американцы – почему мы должны посылать наших ребят умирать за вас? Вы же сами агрессоры? Поднимается белый старичок, в белом костюме (образ-то понятен, нет?) – бывший "белый", эмигрант, и обвиняет нас в развязывании войны, в зимней кампании против Финляндии. Его обвинение повисает в воздухе, никто не объясняет, зачем нужна была та война, что это была защита границ. Никто не приходит на помощь Павличенко, и только Рузвельт учит ее "улыбайся, смотри собеседнику в глаза", вот тебе платье, они должны были тебя защитить, бедная девочка. В одном из последних эпизодов - Павличенко ползет к убитому немцу, снимает жетон и находит фотографии его семьи, смотрит, долгий кадр. Мы понимаем – наконец-то Леди Смерть увидела в фашистах просто людей. Победа гуманизма в фильме.

Страсти по Павличенко-Беловой

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Ну, неужели не было положительных героев, помимо гранд-дамы с нетрадиционной ориентацией Рузвельт? Почему нет? Был еврей Боря. Причем такой стереотипный, что в зале при его появлении всегда раздавался одобрительный смех – ведь он такой трогательный и у него таки смешной акцент. В начале фильма Боря выдает сакраментальную фразу. Он выступает против войны (даже смешно - еврей выступает против войны с фашистами), советские летчики обвиняют его в трусости: "Такие, как вы, никого неспособны защитить!"

еврей врач, фильм битва за севастополь|Фото: filmpro.ru

- Защитить таки нет, - соглашается Боря, - а вот спасти…

Что это означает, зритель узнает в конце фильма и всплакнет.

Другие положительные герои – любовники Людмилы Павличенко. Помните, выше говорилось, что без секса и фильм - не фильм? Думаю, сама Людмила Павличенко была бы просто опозорена этим фильмом - не фильмом. Ведь на самом деле не было никаких любовников, и даже Бори-еврея. Герой Советского Союза Людмила Павличенко была замужем с 1932 года, и Павличенко – фамилия ее мужа. В девичестве она была Белова.

В "Сталинграде" герои сражаются за Машу и кусок мыла. Здесь, когда Людмила устала вдруг от тягот войны, ей напоминают про последнего любовника – Леню. И она идет в бой за Леню.

А трусливый весь фильм то ли любовник, то ли жених Боря – тот, в круглых очечках-интеллигентках, который водил Люду в мирное время в Оперный театр, единственный, кто думает о ее спасении, когда становится ясно, что Севастополь сдается врагу. Он отдает ей свой "пропуск" на эвакуацию. Озабоченная Маша и добрый еврей Боря погибают, видимо, смертью героев, вывод для нас делает Рузвельт: "Они должны были организовать полную эвакуацию". ВИНОВАТЫ не немцы, которые напали на нас, не американцы, которые нам не помогли и спонсировали Германию, не сама жестокость и безвыходность войны. Виноваты – мы, те, кто не организовали полную эвакуацию, ведь мы же могли, но просто по природе своей злые и несговорчивые люди. Люду спас Боря, а из-за нас он погиб – может, стоит и в геноциде евреев нас обвинить, а не немцев?

Стоит ли удивляться, что в фильме так и нет ответа на вопрос - почему был нужен Второй фронт, почему он был нужен даже тогда, когда уже стало ясно, что Красная Армия победит Гитлера и без помощи "союзников", и что это значило для послевоенного устройства мира.

В финале Элечка Рузвельт сидит в опере с Людмилой и ее отпрыском – вроде как от одного из любовников, и они счастливы.

А счастливы ли "утята", которые покидают зрительный зал, и куда они пойдут после фильма?

Другие новости по темам: битва за севастополь, сша, рузвельт, сталин, ВОВ, Вторая мировая война, герой, павличенко, Украина, СССР, клевета, антиистория
07.04.2015 21:35 Мск | Елена Рычкова


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter






читать комментарии (24)
Добавить комментарий:

"Битва за Севастополь": война без врага, без Сталина, без Родины
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *







Новости партнеров


Новости партнеров
Статьи по теме "от издателя":

С "цифровых" небес на землю. Как обсуждали "технологический рывок" на ПМЭФ
24.05.2018 Мск  |  добавить комментарий

Говорить о войне и продолжать кормить врага
18.05.2018 Мск  |  комментариев: 17

Почему брежневский "застой" сегодня кажется мечтой?
07.05.2018 Мск  |  комментариев: 18

"У противников России есть шансы ввергнуть Армению в хаос"
27.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

Telegram. Чья многоходовочка?
26.04.2018 Мск  |  комментариев: 2

"Против санкций Запада пора вводить элементы мобилизационной экономики"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 14

"Китай всегда смотрел на Россию, как на учителя. Теперь Россия могла бы поучиться у КНР"
10.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Пенсионная реформа: что скрывает от населения Кудрин
04.04.2018 Мск  |  комментариев: 6

Из бизнес-империи – в ОПС: что обрушило "Сумму"?
02.04.2018 Мск  |  комментариев: 1

Кемерово – это новая "Ходынка"?
28.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Пожар в Кемерово. "Ради денег бизнес готов убивать детей и своих, и чужих"
26.03.2018 Мск  |  комментариев: 27

"Башни нет – и это словно потеря близкого человека"
24.03.2018 Мск  |  комментариев: 6

Бунт в Волоколамске – мужики грозят власти кулаками
22.03.2018 Мск  |  комментариев: 5

"Потрачу все, чтобы тебя раздеть" – перед Путиным
21.03.2018 Мск  |  комментариев: 7

Итоги выборов-2018: "внешнее" сплочение на фоне "внутреннего" недовольства
18.03.2018 Мск  |  комментариев: 14



Другие статьи:


Десантно-штурмовые преступления Украины в Донбассе
"Курганмашзавод нужно забрать из частных рук под государственное крыло"
Евгений Спицын: Царепоклонники зря возбудились против экспозиции по Ялтинской конференции
"Надо трезво оценивать соотношение сил"
Сокращения в НИИ глазных болезней – прикрытие для рейдерского захвата?
25.05.2018 Мск  |  общество  |  комментариев: 1

Испытание санкциями: власть испугалась ухода олигархов "в оппозицию"?
25.05.2018 Мск  |  политика  |  комментариев: 3

Воробьевы горы "уродуют по-собянински" к Чемпионату мира
24.05.2018 Мск  |  общество  |  комментариев: 1

Тюменские элиты замерли в ожидании указа президента
Российский МРОТ - не более чем пособие по бедности
ПМЭФ-2018: Российская экономика на траектории падения в новые 90-е
24.05.2018 Мск  |  экономика  |  комментариев: 7

Приведет ли повышение пенсионного возраста в РФ к протестам?

Да, как при "монетизации" льгот или еще масштабнее

Будут небольшие по численности акции

Это может стать одним из катализаторов волнений

Нет, люди не выйдут на улицы


Результаты 142
Екатеринбург Облачность:
Давление: 0 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем 0
  ночью 0

Ветер: Северный  0м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

Информационное агентство "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Сетевое издание "Накануне.RU"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель ООО "Институт информационных технологий"
620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16 (3 этаж)
Телефоны редакции: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38.
E-mail редакции: news@nakanune.ru
Главный редактор: Хурбатов С.В.
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+