в этот день
25.09.17
09:39
В Екб.11:39
"Вся страна сидела?!" Политические репрессии в массовом сознании и в документах
"Им никакие пособия не помогут": в Совфеде прокомментировали учебник США по ведению войны с Россией
Глава СКР поручил проверить питерских коллекторов, которые запугивали пенсионерку

Статьи по теме "от издателя":

С кем в одной лодке, а с кем – за одним столом
22.09.2017 Мск  |  комментариев: 2

"Клиника МММ", или Либеральная медицина почти виртуальна
18.09.2017 Мск  |  комментариев: 5

"Пранк" за пранк?
15.09.2017 Мск  |  добавить комментарий

"Матильдой" по примирению
13.09.2017 Мск  |  комментариев: 10

Дзержинский: чекист, политик, эконом
11.09.2017 Мск  |  комментариев: 9

Можно ли примирить сторонников и противников Николая II?
08.09.2017 Мск  |  комментариев: 9

ВЭФ-2017: укрепление доверия или "самовыдавливание" России с Дальнего Востока?
07.09.2017 Мск  |  комментариев: 4

Ужасный конец истории
05.09.2017 Мск  |  комментариев: 1

"СССР в подобном дипломатическом конфликте с США не дал себя в обиду"
04.09.2017 Мск  |  комментариев: 7

"Мир" не верит "АЛРОСе"
31.08.2017 Мск  |  комментариев: 8

90-е стоили России почти 10 млн жизней: демографическое исследование
24.08.2017 Мск  |  комментариев: 17

"Признание сургутской резни терактом породит массу вопросов, на которые никому не хочется отвечать"
22.08.2017 Мск  |  комментариев: 3

"Пора заново освоить всю страну!" Автор доктрины "размосквичивания" рассказал о своей концепции
21.08.2017 Мск  |  комментариев: 7

"Бедные стали нищими, богатые – олигархами". Как произошло "ограбление века" – ельцинский дефолт 1998 года
17.08.2017 Мск  |  комментариев: 12

Как Польшу превращают в новый таран против России
16.08.2017 Мск  |  комментариев: 2


Новости

09:29 Мск
В США возле Белого дома задержали вооруженного мужчину, который хотел узнать, как достать чип из головы
09:27 Мск
На трассе под Чебаркулем в страшной аварии погибли три человека
09:10 Мск
Отопительный сезон пока срывается. Жители Зауралья будут мерзнуть в своих домах еще неделю
08:59 Мск
И.о. главы МУГИСО остался Сергей Зырянов. Заксобрание не стало согласовывать пятого члена кабмина
08:55 Мск
Достаём тёплую одежду: в Екатеринбурге ожидается похолодание
08:55 Мск
срочно Депутаты заксобрания Свердловской области согласовали кандидатуры четырех членов правительства региона
08:54 Мск
ВЦИОМ: Большинство россиян не имеет накоплений
08:53 Мск
На Ямале компания "Севергазстрой" оштрафована на 10 миллионов за взятку
08:50 Мск
На трассе под Курганом пенсионер стал виновником аварии, в которой пострадали двое детей и две женщины
08:46 Мск
В Москве за вечер "заминировали" 13 гостиниц и девять ТЦ
08:44 Мск
В Перми прошел пикет атеистов
08:42 Мск
В Зауралье молодой водитель "ГАЗели" решил "выпендриться" перед подругой и слетел в кювет
08:34 Мск
Под Челябинском системы "Град" и беспилотники отработали поражение целей на удалении до 18 км
08:34 Мск
Судебные приставы Зауралья взыскали с топливной компании более 30 млн рублей долгов
08:29 Мск
Счета топ-менеджеров банка "ФК Открытие" опустошили в пользу банка
08:23 Мск
Пентагон открестился от пособия "по войне с Россией"
08:20 Мск
Сотрудницы "Пермских моторов" потребовали снять с магазина Стерлигова вывеску, запрещающую посещать его представителям ЛГБТ
08:20 Мск
Трамп расширил список стран, граждане которых не смогут въехать в США
08:15 Мск
Кот-путешественник из Нижнего Тагила стал героем телешоу Шнура
08:10 Мск
"Сидел на проезжей части": в Екатеринбурге в результате ДТП погиб человек
08:10 Мск
Не "скандинавские технологии". В Кургане дорожники досрочно отремонтировали покрытие моста на улице Бурова-Петрова
08:00 Мск
Администрацию Нижнего Тагила обязали прибраться в захламленной квартире
07:51 Мск
"Автомобилист" в Екатеринбурге нанес поражение уфимскому "Салавату Юлаеву"
07:50 Мск
На повторных выборах в Челябинской области победили "единороссы"
07:46 Мск
Китайские акционеры "Ямала СПГ" просят снизить налог на дивиденды в два раза
07:44 Мск
срочно СМИ: Досрочные отставки губернаторов начнутся на этой неделе
07:38 Мск
В Прикамье машина слетела с дороги и перевернулась: погибли два человека
06:15 Мск
Возобновил работу антикризисный штаб по "ВИМ-Авиа"
05:06 Мск
Жительница Нижневартовска отдала "экстрасенсу" 300 тысяч рублей
04:16 Мск
В Екатеринбурге родители просят проверить детсад, в котором отсутствуют унитазы для детей
03:32 Мск
Швейцарская компания предлагает на экспорт горный воздух
03:08 Мск
Бастрыкин взял на контроль ситуацию с избиением школьницы в Приморье
02:53 Мск
Ангела Меркель переизбрана в бундестаг
01:22 Мск
Белуха погибла в океанариуме Владивостока
01:17 Мск
Генпрокуратура: Москва - самый криминальный регион в России
00:59 Мск
Российского хоккеиста Виктора Толмачева зарезала собственная дочь
00:40 Мск
срочно В Сирии погиб российский генерал
Вчера 19:37 Мск
Лавров считает, что США не нанесут удар по КНДР
Вчера 19:09 Мск
Глава СКР поручил проверить питерских коллекторов, которые запугивали пенсионерку
Вчера 18:40 Мск
В Екатеринбурге из горящей девятиэтажки на Волгоградской эвакуировали 30 человек
Вчера 14:43 Мск
Футболистов "Уфы" пришлось срочно эвакуировать из отеля после звонка о минировании
Вчера 14:07 Мск
В Златоусте полицейские изъяли арсенал оружия у местного жителя
Вчера 13:32 Мск
Четыре человека пострадали в ДТП с полицейским автомобилем в Москве
Вчера 13:04 Мск
Матч "Спартак" – "Ливерпуль" рассудит французская бригада арбитров
Вчера 12:34 Мск
СМИ: президент Венесуэлы посетит Россию в первых числах октября
Вчера 12:07 Мск
В аэропорту Салехарда скончался младенец
Вчера 11:43 Мск
"Им никакие пособия не помогут": в Совете Федерации прокомментировали учебник США по ведению войны с Россией
Вчера 11:12 Мск
В Башкирии туристы из Екатеринбурга сорвались с горного хребта
Вчера 10:36 Мск
В одном из московских ресторанов произошла потасовка со стрельбой
Вчера 10:07 Мск
Порошенко: Сейчас весь канадский бизнес готов прийти на Украину
Вчера 09:31 Мск
Армия США выпустила учебник "Российская война нового поколения"
Вчера 09:03 Мск
Трамп ответил министру иностранных дел КНДР, который назвал его "психически больным"
Ранее 23.09.2017 21:46 Мск
Американские истребители пролетели у побережья КНДР
Ранее 23.09.2017 21:21 Мск
Путин распорядился профинансировать строительство Ил-114 за счет нефтяников
Ранее 23.09.2017 21:09 Мск
Производство вагонов в России выросло на 78%
Ранее 23.09.2017 20:58 Мск
Глава МЭР: "Доходы населения начинают улучшаться"
Ранее 23.09.2017 20:33 Мск
Максим Орешкин: К концу года ставки по ипотеке опустятся ниже 10%
Ранее 23.09.2017 20:09 Мск
Пермские пайщики и дольщики завершили голодовку
Ранее 23.09.2017 19:49 Мск
Лидер "Христианского государства" арестован до 22 ноября
Ранее 23.09.2017 19:34 Мск
По факту ДТП под Калининградом возбуждено второе уголовное дело
Ранее 23.09.2017 19:23 Мск
Уфолог обнаружил НЛО около Луны
Ранее 23.09.2017 16:11 Мск
Накануне выборов Меркель заявила о готовности ужесточить санкции против России
Ранее 23.09.2017 15:59 Мск
Следственный комитет проводит проверку из-за задержки рейсов "ВИМ-авиа"
Ранее 23.09.2017 15:55 Мск
На Украине разрешен женский труд на тяжелых работах
Ранее 23.09.2017 15:04 Мск
В сети появился вирус, вымогающий интимные фото
Ранее 23.09.2017 14:51 Мск
Пранкер пытался разыграть представителя Госдепа от имени Турчинова
Ранее 23.09.2017 14:43 Мск
Более ста стран поддержали ограничение права вето в ООН

"Битва за Севастополь": война без врага, без Сталина, без Родины Новый удар перед 9 мая - фильм режиссера Мокрицкого, одобренный министром Мединским

размер шрифта: A A A   в блог   версия для печати

"Битва за Севастополь": война без врага, без Сталина, без Родины

Фильм "Битва за Севастополь" русско-украинского оператора-режиссера Сергея Мокрицкого вышел в прокат 2 апреля. Что ж, очередной удар под дых получили мы, как обычно, в преддверии 9 мая. После "Сталинграда" казалось, что ничего хуже снять и нельзя. Мы уже высказали свое "фи" Бондарчуку, и теперь ждали чего-то "более". Ну, или более-менее. И уже боялись – не перегнут ли палку с пафосом и патриотизмом в Министерстве культуры Российской Федерации (при поддержке которого и снимали русско-украинский фильм)? Ведь у нас любят из крайности в крайность. Зря боялись.

Когда вы делаете фильмы о советском времени, а тем более о Великой Отечественной войне, то, как на пачках сигарет, перед показами нужно обязательно писать предупреждения, что они могут повредить моральному здоровью нации, а главное - что они не имеют ничего общего с исторической реальностью. А нам же, зрителям, нужно принять как факт - современным людям вообще никак не понять "советского человека" периода Великой Отечественной. Особенно тем, кто вырос в 90-ые, или даже краем пролетарского рукава коснулся советского прошлого – даже не горбачевского (что не совсем советское, и не такое уж прошлое), а, может быть, времени Брежнева. Да, эти люди что-то помнят такое, о чем и не скажешь (за дурака сочтут или обвинят в сталинизме, коммунизме или дебилизме).

Возможно, "генетическая память", атавизм, поможет нам уловить фальшивые нотки в характере персонажа, которого, как доктор Франкенштейн создал своего монстра, создают сегодняшние режиссеры, вместо реально существовавшего "типа личности". Почему создают? Потому что советского человека мы бы не поняли совсем. Если бы нам показали реального человека периода 30-50-х годов, его бы восприняли единицы, философы, историки, исследователи, интересующиеся этой темой, в общем, узкий круг экспертов. Мы же говорим про веселую толпу, которая приходит в зал смотреть патриотическое кино с фаст-фудом и записывать цитаты из фильма в айфон. Эгоцентричное, как окрестили нас социологи - "Поколение Я", слишком сосредоточенное на собственной персоне, стремящееся к успеху, деньгам – американской мечте, невыносимо жаждущее эмоциональных поглаживаний, поощрений, воплощения глорических галлюцинаций (мы называем это визуализацией мечты). Психологическая колония запада, люди без родины в голове – космополиты, которые нигде не нужны, единственная цель которых - работать онкологической опухолью в организме собственной страны (с точки зрения гражданства, в остальном – обычные такие веселые люди).

Нам будто стерли память, и когда наступает весна в российских городах, на экраны выходят фильмы про Великую Отечественную, а площади готовятся принять военные парады, мы, глядя на морщины усохших старичков с огоньками красных гвоздик и орденами, будто силимся что-то вспомнить, появляется какое-то непривычное щемящее чувство гордости, грусти, ностальгии? Но надо вовремя пресечь эту патоку, вы хотели знать что-то о вашем прошлом – приходите в кино, мы покажем вам, как все было На Самом Деле. Вот, например, вышел новый фильм "Битва за Севастополь".

Битва за Севастополь, постер|Фото:

Сделка с совестью - шаг первый

Перед тем, как пойти в кино на "Битву за Севастополь", нужно заключить сделку с совестью. Еще раз – мы, зрители (по мнению режиссеров, воспитателей с запада), неспособны понять советского человека (не то, что неспособны – да нам это даже вредно), не можем понять его мотивации, как сейчас это называют, движения души, как называли раньше. А ведь персонажи должны быть понятны зрителю, зритель должен сопереживать, соотносить себя с героем – это прописная истина создания художественного произведения. Но как мы, представители "Поколения Я", можем понять такую простую вещь, что кто-то любит свою Родину? Как? Нас так долго учили любить чужую родину, что представить, что кто-то любит нашу и за нее сражается – ну, чистой воды фикция (после войны тебе не дадут особняк с бассейном, у тебя не будет лимузина, и ты не сможешь вести ток-шоу по ТВ – а придется еще лет 40 работать на заводе – где вообще логика?). То есть все мотивации поколения гаджетов и яппи опадают, как сухие листья осенью – зачем тогда работать (читай – воевать), зачем рисковать жизнью?

Единственный понятный нам мотив действий персонажа по сюжету – это страх. Тотальное запугивание, заградотряды, страшный Сталин бьет электрошокером всех, кто на секунду засомневался в том, любит ли он родину. Затем – секс. В Советском Союзе не то, чтобы не было секса, там не было фрейдизма, а, значит, никто и не догадывался, что все, что делает человек – это только и думает о сексе. Что образы могут быть только фаллическими, а комплексы – это вытесненные мысли из сознания, эпизоды из детства. В той реальности – не было гегемонии секса, сублимации, прострации, "самокопания", анализа, депрессии, победы извращения над нормой - потому если снимать фильм, аутентичный советской эпохе, то современному зрителю он покажется неправдоподобным.

Если же остаться верным фактам, то невозможно будет избежать обвинений в "сталинизме", например. Потому что все советские граждане, а особенно воюющие, были сплошь сталинистами! В их системе ценностей не было святой троицы "деньги, слава и успех" – они сражались не за деньги, даже не за собственное "я", и не всегда только за "своих" – семью, жену, детей. И если сейчас доминирует "Поколение Я", то тогда было "Поколение МЫ", а мы – была Родина, и слово это писали с большой буквы. То есть, когда ты идешь на фильм о нашем героическом прошлом, стоит держать в голове то, что советская реальность для современного человека - все равно, что Нарния. Какой-то сказочный мир, которого ты не понимаешь (любят родину, верят в Сталина, воюют до победного конца, работают не ради славы и денег – в общем полный сюр). Потому готовимся не к историческому полотну, а к научной фантастике или даже фэнтэзи. Так что много требовать от фэнтэзи мы не можем априори.

Тут главная цель фильмов о Великой Отечественной войне – избежать "замыленности", чтобы современные дети хотя бы приблизительно понимали, что это за война была, хотя бы примерно - с кем, за что. И тут не грех в творог добавить варенье – чтобы вкусное было с полезным. Пусть будут спецэффекты. Но не должно ускользать и главное – понятие о подвиге, о таком диковинном звере, как патриотизм, о мужестве, хотелось бы видеть реальные факты о войне на экране. Так что, дорогие режиссеры, мы понимаем, что вам не дадут, да вы и не сможете передать все, как было на самом деле в нашей стране, но единственная просьба – все-таки постарайтесь это сделать.

Первые кадры

Режиссер, чья прекрасная операторская работа радует глаз с первых же кадров – не постарался этого сделать. На том бы и закончить рецензию? Но нет, для любителей спойлеров расскажем про несколько запоминающихся эпизодов.

Итак, начало. Первый кадр говорит нам все об этом фильме – правительственная машина, а на ней два флажка – советский и американский.

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Учебник по сценарному мастерству советует:

"Кинозрители – вечные дети. Если вы хотите добиться у них успеха, сперва надо научиться правильно использовать самую простую вещь – познакомьте зрителя с героем как можно скорее. Зритель ждет появления кого-нибудь, чтобы начать ему сопереживать и "болеть" за него. Чем скорее этот персонаж появится на экране, тем эффективнее будет работать сценарий. Остается лишь пожалеть о фильмах, где герой не появляется в первые 10 минут".

Добрая "крестная" Рузвельт

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Все мы знаем про глупеньких утят, которые принимают за маму первый объект, который увидят. И за ним идут. В кино действует точно такой же принцип. Первый герой, которого мы увидим – особенно если он будет наделен силой - определенно нам понравится, потому герой протагонист появляется раньше антагониста – штамп. И здесь он действует. Первая, кого увидят "утята" в зрительном зале - добрая Элеонора Рузвельт, которая свысока относится к "Никите" (Хрущеву, мы его, конечно, тоже не особо любим, но посыл уловили - Эля сильнее, важнее, и плевать хотела на Никиту). Она опаздывает на официальную встречу, предаваясь воспоминаниям о прошлом.

Как уже отметили многие зрители – история Великой Отечественной войны на примере героя-снайпера Люды Павличенко исходит от лица экс-первой леди США. То есть вообще никто не обманывает нас – да, вашу историю вам расскажет представитель Белого дома. Добрый, умный, надежный, сочувствующий человек – ведь мы ее вывели первой. А что там с вашим правительством – комиссары, политруки? – это и есть герои-антагонисты (они глупые и неопасные). Но к ним мы еще вернемся.

В Голливуде есть несколько штампов-историй, как бы заквасок для любого сюжета – здесь взяли историю "Золушки". Причем золушка – наш снайпер ("бедная девочка"), а крестная-волшебница, которая подарит платье бедной сиротке – Элеонора Рузвельт.

Интерес Рузвельт к молоденькой девочке у людей, знающих историю, вызывает неловкость. Всем известно, что это была за жена инвалида Делано Рузвельта - тоже, кстати того еще Дон Жуана, его Моникой Левински была родная кузина, и это не слухи, а вполне себе известные факты. Так вот, его жена не жила с Франклином в "Гайд Парке" на Гудзоне, у нее был свой отдельный дом, где она прекрасно проводила время со своими сожительницами. В общем, их союз с президентом США был эталонным, крепким и абсолютно фальшивым. Первая леди практически все свое время посвящала проблемам американских женщин, особенно условиям их работы на промышленных предприятиях. На съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Ее постоянной любовницей стала журналистка Лорена Хикок, у нее была даже своя комната в Белом доме, но довольно часто она ночевала в спальне Элеоноры. Служебный персонал подтверждает, что утром Лорену можно было застать спящей на софе у подруги.

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Конечно, этот аспект жизни Эли Рузвельт в фильме обошли вниманием (хоть и сделали ее чуть ли не главной героиней), зато ее агрессивный интерес к русской девочке приобретает двойной смысл – ведь в то время, когда Павличенко в составе советской делегации упрашивала американцев открыть Второй фронт, только ее Рузвельт пригласила пожить в Белом доме, путешествовать по стране, дарила ей платья и плакала над ее ранами, полученными на войне. Притом в фильме Рузвельт постоянно причитает: "Не забывай, что ты женщина, покажи им, что ты женщина", "ох, ОНИ должны были защитить тебя" – не правда ли, слова, едва ли достойные феминистки?

Эпизод с монеткой

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Если говорить о гендерной дискриминации, то в Советском Союзе о таком не слышали. Для советской девушки было нормально и спортом заниматься, и военной подготовкой, и варить борщ, и читать стихи. Девушки учились стрелять и прыгать с парашютом – это никого не удивляло и никогда не вызывало осуждения! Чтобы пойти на стрельбище, а не в кино, в одном из первых эпизодов, Люда с друзьями подбрасывают монетку, наша героиня говорит, что выпал орел (врет), чтобы пойти на стрельбище. Момент должен нам показать, что она пошла даже на вранье, лишь бы пойти пострелять. Лишенный логики эпизод. Насквозь фальшивый. Как будто снимали про 50-ые годы в США – это просто "классический" расклад, когда девушка идет против системы и отказывается от женских дел в угоду мужским – но это совершенно не проблема СССР. У девушек довоенного периода не было никакого трудного выбора - быть "мальчишницей" или "девочкой-припевочкой". Эта проблема – "Как ты, девочка, и стреляешь лучше нас, мальчиков?!" – комплекс сугубо американский. Стоит подивиться, как в фильме ни одного негра не было тогда? Может, вовремя вырезали. А так, вполне возможно, что был эпизод про расовую сегрегацию в СССР.

Строгий отец всему виной

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Поражает и озабоченность подружки Люды Павличенко – Маши. Которая только и говорит о Гришах и Ванях. Возможно, введен был такой персонаж, чтобы на контрасте показать, что наша героиня – вовсе не помешана на размножении, а очень серьезная девушка, которая хочет только учиться. Потом – убивать. Но война ее портит.

У Люды совершенно неправдоподобные отношения и со строгим отцом-НКВДшником. Ну, да если он был строг и воспитывал ее без нежностей, тогда откуда ее истерическое "Можешь мной гордиться" – после поступления в университет? Ведь это типичные слова подростка из "Поколения Я", но недостойные "Поколения МЫ". Я не знаю, была ли свойственна скромность советской девушке Павличенко, но даже по фильму, когда мы смотрим на развитие персонажа и видим его таким, как нам его рисует режиссер – простите, но эти выпады не вяжутся никак к ее образу. Просто еще один голливудский штамп "добиться похвалы отца", свойственный постфрейдистской эре, заточенной на самокопание.

С другой стороны, здесь скрыта метафора: отец – это вроде как тоталитарный Сталин, а Павличенко – весь запуганный советский народ. И когда отец говорит: "Должна была поступить - и поступила", на самом деле имеется в виду "Должны были воевать - и победили" - и нас никто не хвалит, а мы все просто мужественно играем желваками на фоне портрета Ленину. Вот тут реальности и расходятся, им там, в предвоенное время, было не до похвалы, не было такого закомплексованного эгоцентризма, где главное – успех и признание. Но похвала, тем не менее, была, и "слава народу-победителю", и тост Сталина "За русский народ".

Рожденная убивать

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Также зрителю непонятно, как Люда научилась так хорошо стрелять. А ведь нам это интересно и если вы выбрали сюжет про героя – покажите его становление! Это закон жанра. Даже американский фильм "Враг у ворот" про Сталинград выглядит более правдоподобно и патриотично. Главный герой, тоже снайпер, в детстве ходил с дедушкой зимой на охоту, дедушка и научил его стрелять, замирать плашмя в снегу в ожидании зверя. Тут даже не отыграли стандартный голливудский ход (а точнее фрейдистский ход – что все кроется в детстве) – ну, Леонардо Ди Каприо в "Авиаторе" моет руки до крови – потому что в детстве мама рассказывала ужасные истории про микробы. Здесь нет "детской истории", советские дети рождались взрослыми и угрюмыми, и умение стрелять было врожденным, основанном на постоянном страхе и инстинкте самосохранения.

Талант к снайперскому делу у девушки открывает какой-то озабоченный инструктор – озабоченный, потому что он так нежно направляет ствол в руках юной студентки, учит задерживать дыхание, целиться и стрелять. Вот так он за один раз научил ее всему. Может, отец-НКВДшник тренировал дочь стрелять по банкам из-под сгущенки на даче? Нет, стрелять она умела всегда, а взводить курок научил ее довольно отталкивающий тип-инструктор. Все. Затем девочку насильно отправили в снайперскую школу (что не соответствует правде, реальная Люда Павличенко по собственной инициативе долгие годы занималась планерным и стрелковым видами спорта).

Когда Люду направляют на обучение, мать устраивает истерику и пихает ей "Материнские пироги" – как будто уже… ну… на смерть провожает. На самом деле военное поколение не было изнеженно, как наше, к войне готовились, ее приближение ощущали. Это говорил не один ветеран в своих воспоминаниях. К грядущему относились серьезно и спокойно, морально были готовы, никаких истерик. А тут мать посылает дочь на учебу – и вдруг чуть ли не навзрыд выговаривает отцу: "Ты всегда ее делал мальчиком!" – и сует "материнские" пироги. Не верю, что так могла бы говорить жена сотрудника НКВД и мать будущего Героя Советского Союза. 

Коммунисты в Белом доме

фильм битва за севастополь, элеонора рузвельт|Фото:kinopoisk.ru

Лейтмотив всего фильма – приключения нашей делегации в Белом доме. Обстановка такая: Гитлер, нарушая все соглашения, напал на Советский Союз, номинально Англия объявила ему войну, но никто там не воевал (инцидент, вошедший в историю, как Phoney War - рус. фальшивая, ненастоящая война). Враг был намного сильнее нас, напал без объявления войны, занял промышленные города, оставив нас практически без хлеба и заводов. Гитлер не хотел политической победы над Советским Союзом, не хотел идеологической победы, цель - уничтожение, геноцид всего мирного населения, очистка территории от низшей расы - для высшей. Планомерное уничтожение.

К этому на западе относились спокойно – "Чем больше они перебьют друг друга, тем лучше". Америка обогащалась на этой войне, спонсируя все воюющие стороны. Дело в том, что еще в 1937 г. Рузвельт заявил, что в случае нападения Германии на СССР, США выступят на стороне СССР, в противоположном случае они выступят на стороне Германии. А 17 апреля 1941 г. Конгресс США принял решение о том, что в случае советской агрессии против Германии США выступят в союзе с Гитлером. Это автоматически означало бы конец британско-германской войны и образование международного блока против СССР в составе США, Британской империи, Третьего рейха, Турции, Японии и каких-нибудь еще мелких геополитических союзничков. В итоге в начале войны нам вообще никто не помогал. Гибло мирное население, солдаты, наша армия отступала, и США смотрели на это из-за океана совершенно спокойно. Франция сдалась. Англия выжидала. Вторая мировая война стала кровавой бойней, и самые страшные бои разворачивались исключительно на восточном фронте – то есть в СССР. И в этот момент наша делегация приехала за помощью (западный фронт тогда, кстати и не открыли, США вступили в войну только после Перл-Харбора, а не после истории с Элеонорой Рузвельт, но в фильме об этом ни слова). А коммунисты в Белом доме – просто посмешище, Эля издевается над ними, журналисты смотрят как на обезьянок в цирке, первая леди зачем-то спрашивает наших: "Сколько людей ты убил?" 

Это что, какая-то игра? Или она задает вопрос по аналогии, как спросила бы у бейсболистов – сколько мячиков ты отбил? Если Элеонора Рузвельт действительно задавала этот вопрос, то в ее адекватности вновь приходится сомневаться.

Политрук

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Самый отвратительный и потешный "злодей" - наш политрук. Рузвельт у него спрашивает – ты сколько человек убил? А наш политрук начинает "отмораживаться" – и это показывают с явным комическим эффектом – мол, я вдохновляю наших солдат, это тоже важная и ответственная задача, вообще самая важная. Снисходительная ухмылка не слезает с морщинистого лица Эли: "Да, да" – отмахивается она. "Коммунисты в Белом доме нечасто бывают" – со смехом бросает в толпу, все хихикают. А почему? Потому что, помимо расовой сегрегации и половой дискриминации, коммунисты в США так же подвергались остракизму обществом, причем коммунистами называли всех, кто просто выступал за социальные гарантии или вступал в профсоюзы, а также называли "коммунистами" умалишенных фанатиков, которые боролись против власти банков и капитализма. Потому сарказм первой леди понятен только американцам, наши стоят такие бедные, маленькие и глупые и ничего не понимают. Хорошо и без стеснения показан американский менталитет (без стеснения, но и без осуждения) – они на всем делают деньги, и на Люде Павличенко, раненой под Севастополем, хотят делать деньги, а на войне сделают еще большие деньги.

А что касается политруков? Это были такие свиньи, такие жирные коты в Красной Армии, которые бросали в бой молоденьких девушек, а сами хохотали, упиваясь своим тщеславием? После фильма у всех складывается ощущение – да, такими были все политруки. Ладно, только один факт – не из фильма, из реальной истории войны. Всем известен плакат военного времени, где боец, подняв руку, ведет отряд в бой. Образ, знакомый миллионам людей. "Один миг, вобравший в себя величие подвига коммуниста".

фото "Комбат", политрук Еременко, Великая Отечественная война|Фото:

Снимок сделал фотокорреспондент Макс Альперт в 1942 г. Имя героя было неизвестно. Альперт не успел записать его тогда: начался жестокий бой. Название же снимку "Комбат" он дал потому, что в цепи атакующих прокатилось: "Комбата убили!" Вот Альперт и решил, что воинов поднимал в атаку командир. Позже оказалось, что в бой солдат вел политрук Алексей Гордеевич Еременко – его узнали по фотографии. Это и была работа политруков, быть примером, если солдатам особенно страшно - нужно идти первым в бой. И часто – первым погибать. Соответствует ли хоть немного образ реального политрука Еременко нарисованному в фильме лизоблюду-формалисту? Нет.

Другой политрук (уже в Севастополе из воспоминаний) говорит: "Мы думали, победа будет быстрой" – это, простите, кто думал? Режиссер вообще почему-то путает нас с немцами - это они думали, что победа будет легкой, и даже план назвали "Молниеносная война", ну, то есть быстрая. А нам Сталин еще по радио говорил, предупреждал, что война будет тяжелой. Кстати, о Сталине.

Сталин

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Сталин "фигурирует" два раза, оба - косвенно. Первый раз в университете, где гнетущая атмосфера выдавливает радость из глазниц запуганных студентов, преобладают серые тона, стопроцентная антиутопия, и там за спиной преподавателя, рядом с доской (хотя, конечно, у нас обычно портреты размещались не около, а над доской, но, может, до войны другие правила были) – Ленин с одной стороны, с другой – Сталин. Все. Второе упоминание Сталина - на праздновании Нового года, уже во время войны, мужики, чокаясь кружками, произносят что-то вроде "Ну, за Сталина" – и такое ощущение, что это импровизация самого актера, которую режиссер оставил как забавный эпизод. Что за "Ну, за Сталина"? Сказал бы так советский боец во время войны? Может, кто-то и сказал бы так, но это был бы один на сотню человек за этот вечер, остальные говорили бы речи "За Иосифа Виссарионовича Сталина, за нашего главнокомандующего, за вождя" и так далее – и не потому что боялись его, да вы не поверите почему. 

Главное, мы должны запомнить раз и навсегда – Великую Отечественную войну для нас выиграла Элеонора Рузвельт, она тогда одна решала какие-то вопросы. А кто такой Сталин? Его вообще там не было.

Кстати, много чего в "Битве за Севастополь" просто не было. За весь фильм не прозвучало ни одной советской песни. Ни одной песни военных лет. Даже Шостаковича не было. Ни разу не звучал гимн Советского союза. Зато среди саундтреков все узнали "Кукушку" - песня сами знаете какого еще "патриота" Цоя. И еще не было врага.

Немцы

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

- Сколько людей ты убила? – спрашивает Рузвельт Павличенко.

– Не людей, а фашистов.

С одной стороны, для нас и для советского снайпера – это правда. Но эта правда вызывает немедленное осуждение у американцев (она их даже за людей не считает! Леди Смерть!). Да, на экране советские солдаты сражаются, они запуганы, загнаны, как звери в свои убежища, но за что они сражаются? Нам непонятно. С кем? Немцы в фильме есть, но они, скорей, манекены в окопах, просто антураж, для главной героини – мишени, набор жетонов с убитых. Мы не видим врага, как будто солдаты Третьего Рейха материализовались тут по нашему злому хотению, из своих дюссельдорфов и менхенгладбахов, где сидели в теплых домах, пили холодное пиво с сосисками и квашенной капустой, смотрели, как играют их дети и накручивали на палец усы, а тут русские злодеи наколдовали, и все эти гансы и фридрихи оказались в снегу, в окопах и с оружием мирно лежащие, а злая девушка Павличенко открыла по ним огонь.

Почему мы убиваем? Непонятно - нет никакого смысла в этой войне. Никто не уничтожает нашу землю, никто не сгоняет крестьян в сараи, чтобы поджечь живьем людей, никто не вешает евреев и украинцев на голых ветках деревьев, против нас как будто никто и не воюет, кроме нас самих. Фашистов нет, но есть антигерои – наш же политрук в США, комиссары, хитрые и злые командиры, советская система, сама война. С кем воевали в итоге? Ради чего?

Единственный раз встречаем сцену с немцами – бедные фрицы – в заснеженном поле, включили патефончики. "Празднуют рождество" – поясняет напарник Люде. И вправду празднуют, культурно выпивают, поют песни, а тут злые советские снайперы убивают их по одному. Битва без битвы, война без врага. И только мы – агрессоры.

Кровожадная советская девочка с кривыми зубами на Новом году читает стихи: "Так убей же его, убей!". Наши хлопают.

В США на Люду нападают добрые американцы – почему мы должны посылать наших ребят умирать за вас? Вы же сами агрессоры? Поднимается белый старичок, в белом костюме (образ-то понятен, нет?) – бывший "белый", эмигрант, и обвиняет нас в развязывании войны, в зимней кампании против Финляндии. Его обвинение повисает в воздухе, никто не объясняет, зачем нужна была та война, что это была защита границ. Никто не приходит на помощь Павличенко, и только Рузвельт учит ее "улыбайся, смотри собеседнику в глаза", вот тебе платье, они должны были тебя защитить, бедная девочка. В одном из последних эпизодов - Павличенко ползет к убитому немцу, снимает жетон и находит фотографии его семьи, смотрит, долгий кадр. Мы понимаем – наконец-то Леди Смерть увидела в фашистах просто людей. Победа гуманизма в фильме.

Страсти по Павличенко-Беловой

Битва за Севастополь, кадр из фильма|Фото:

Ну, неужели не было положительных героев, помимо гранд-дамы с нетрадиционной ориентацией Рузвельт? Почему нет? Был еврей Боря. Причем такой стереотипный, что в зале при его появлении всегда раздавался одобрительный смех – ведь он такой трогательный и у него таки смешной акцент. В начале фильма Боря выдает сакраментальную фразу. Он выступает против войны (даже смешно - еврей выступает против войны с фашистами), советские летчики обвиняют его в трусости: "Такие, как вы, никого неспособны защитить!"

еврей врач, фильм битва за севастополь|Фото: filmpro.ru

- Защитить таки нет, - соглашается Боря, - а вот спасти…

Что это означает, зритель узнает в конце фильма и всплакнет.

Другие положительные герои – любовники Людмилы Павличенко. Помните, выше говорилось, что без секса и фильм - не фильм? Думаю, сама Людмила Павличенко была бы просто опозорена этим фильмом - не фильмом. Ведь на самом деле не было никаких любовников, и даже Бори-еврея. Герой Советского Союза Людмила Павличенко была замужем с 1932 года, и Павличенко – фамилия ее мужа. В девичестве она была Белова.

В "Сталинграде" герои сражаются за Машу и кусок мыла. Здесь, когда Людмила устала вдруг от тягот войны, ей напоминают про последнего любовника – Леню. И она идет в бой за Леню.

А трусливый весь фильм то ли любовник, то ли жених Боря – тот, в круглых очечках-интеллигентках, который водил Люду в мирное время в Оперный театр, единственный, кто думает о ее спасении, когда становится ясно, что Севастополь сдается врагу. Он отдает ей свой "пропуск" на эвакуацию. Озабоченная Маша и добрый еврей Боря погибают, видимо, смертью героев, вывод для нас делает Рузвельт: "Они должны были организовать полную эвакуацию". ВИНОВАТЫ не немцы, которые напали на нас, не американцы, которые нам не помогли и спонсировали Германию, не сама жестокость и безвыходность войны. Виноваты – мы, те, кто не организовали полную эвакуацию, ведь мы же могли, но просто по природе своей злые и несговорчивые люди. Люду спас Боря, а из-за нас он погиб – может, стоит и в геноциде евреев нас обвинить, а не немцев?

Стоит ли удивляться, что в фильме так и нет ответа на вопрос - почему был нужен Второй фронт, почему он был нужен даже тогда, когда уже стало ясно, что Красная Армия победит Гитлера и без помощи "союзников", и что это значило для послевоенного устройства мира.

В финале Элечка Рузвельт сидит в опере с Людмилой и ее отпрыском – вроде как от одного из любовников, и они счастливы.

А счастливы ли "утята", которые покидают зрительный зал, и куда они пойдут после фильма?

Другие новости по темам: битва за севастополь, сша, рузвельт, сталин, ВОВ, Вторая мировая война, герой, павличенко, Украина, СССР, клевета, антиистория
07.04.2015 21:35 Мск | Елена Рычкова


Если Вы заметили ошибку, выделите текст, ее содержащий, и нажмите Ctrl + Enter






читать комментарии (22)
Добавить комментарий:

"Битва за Севастополь": война без врага, без Сталина, без Родины
Уважаемые читатели Накануне.RU! Комментарии проходят премодерацию. Просьба уважать других участников форума и чтить УК РФ! Комментарии, оскорбляющие других людей, имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут. Форум наш становится более громоздким, но проявляющий крайне пристальную требовательность к нашей редакции Роскомнадзор диктует условия. Заранее приносим извинения, надеемся на понимание и конструктивную дискуссию.

Текст комментария *

Жирный Подчеркнутый

Ваше имя *







Новости партнеров




Новости партнеров
Статьи по теме "от издателя":

С кем в одной лодке, а с кем – за одним столом
22.09.2017 Мск  |  комментариев: 2

"Клиника МММ", или Либеральная медицина почти виртуальна
18.09.2017 Мск  |  комментариев: 5

"Пранк" за пранк?
15.09.2017 Мск  |  добавить комментарий

"Матильдой" по примирению
13.09.2017 Мск  |  комментариев: 10

Дзержинский: чекист, политик, эконом
11.09.2017 Мск  |  комментариев: 9

Можно ли примирить сторонников и противников Николая II?
08.09.2017 Мск  |  комментариев: 9

ВЭФ-2017: укрепление доверия или "самовыдавливание" России с Дальнего Востока?
07.09.2017 Мск  |  комментариев: 4

Ужасный конец истории
05.09.2017 Мск  |  комментариев: 1

"СССР в подобном дипломатическом конфликте с США не дал себя в обиду"
04.09.2017 Мск  |  комментариев: 7

"Мир" не верит "АЛРОСе"
31.08.2017 Мск  |  комментариев: 8

90-е стоили России почти 10 млн жизней: демографическое исследование
24.08.2017 Мск  |  комментариев: 17

"Признание сургутской резни терактом породит массу вопросов, на которые никому не хочется отвечать"
22.08.2017 Мск  |  комментариев: 3

"Пора заново освоить всю страну!" Автор доктрины "размосквичивания" рассказал о своей концепции
21.08.2017 Мск  |  комментариев: 7

"Бедные стали нищими, богатые – олигархами". Как произошло "ограбление века" – ельцинский дефолт 1998 года
17.08.2017 Мск  |  комментариев: 12

Как Польшу превращают в новый таран против России
16.08.2017 Мск  |  комментариев: 2



Другие статьи:


На пороге системного кризиса: когда вылетит "черный лебедь"?
Диктатура глобальной прививочной идеологии
"Огонь и ярость" против России и Китая: почему на Западе заговорили о политическом решении корейского кризиса
"Вся страна сидела?!" Политические репрессии в массовом сознании и в документах. Часть I
22.09.2017 Мск  |  общество  |  комментариев: 7

Зачем "Единой России" понадобился "смотрящий по Екатеринбургу"
Хватит кормить ЦБ!
22.09.2017 Мск  |  экономика  |  комментариев: 8

"Экономическая программа после выборов президента будет ультралиберальной"
21.09.2017 Мск  |  экономика  |  комментариев: 6

Цель нового срока Меркель: свержение Путина?
21.09.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 2

Опрос дал неизвестному "преемнику Путина" 20%. Элиты готовятся к "транзиту власти"?
20.09.2017 Мск  |  политика  |  комментариев: 1

Серийный санатор. "Бинбанк" сдался ЦБ
20.09.2017 Мск  |  экономика  |  комментариев: 1

Как Вы относитесь к идее ЛДПР о переносе начала учебного года?

Поддерживаю перенос на 1 октября для поддержки наших курортов

Поддерживаю частично, на усмотрение муниципалитетов/школ

Не поддерживаю, Госдума ерундой занимается, выплачивая огромные зарплаты депутатам

Категорически против, 1 сентября – это неприкосновенная традиция. Жириновскому пора на пенсию


Результаты 2599
Екатеринбург Облачность:
Давление: 747 мм. рт. ст.

Температура, °С:
  днем 7
  ночью 4

Ветер: Северный  2м/с

подробнее
Новости партнеров

Новости Екатеринбурга и Свердловской области       
вверх
Рейтинг@Mail.ru
Наш проект  Наша команда 

РИА Накануне.RU
© Институт Информационных Технологий, 620142, г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 16
Свидетельство о регистрации СМИ ИА№ФС77-56094 от 15 ноября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл№ФС77-56357 от 02 декабря 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Телефоны: (343) 295–15–36, 295–15–94, 295–14–38. E-mail: news@nakanune.ru
Использование материалов агентства допускается только с согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к материалам сайта. Комментарии к материалам сайта - это личное мнение посетителей сайта.
18+